Особенности тембровой «вертикали» партитуры

Специфика взаимодействия домр и балалаек в оркестре

Структура о.р.н.и. предопределяется, прежде всего, особенностями взаимосвязей домр и балалаек, составляющих основную массу инструментов оркестра.

Разнообразные исполнительские приёмы на домрах и балалайках – тремоло, стаккато (удар с помощью медиатора), пиццикато, арпеджиато, бряцание и т. д. – имеют в основании общий принцип звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), долгие звуки – посредством тремоло. При использовании идентичных (или сходных) исполнительских приёмов звучание этих групп оркестра может быть максимально сближено, давать практически однородную звучность.

Характернейшую способность групп домр и балалаек к однородным (монотембровым) образованиям иллюстрируют нотные образцы: 1. Ю. Шишаков. Во горнице во новой; 2. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II часть; 3. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II часть. В этих (и подобных) случаях сочетания домр и балалаек приобретают не тембровый, а динамический (или артикуляционный) смысл.

С другой стороны, при использовании контрастных исполнительских приёмов, в условиях дифференцированного фактурного изложения – группы домр и балалаек выступают как самостоятельные тембровые единицы. Их звучание может быть разграничено, противопоставлено друг другу. Типичные образцы подобного (политембрового) использования струнных инструментов оркестра представлены в нотных фрагментах: 4. Н. Фомин. Да тебе полно же, милой; 5. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. IV часть.

 

Специфика взаимодействия баянов и духовых инструментов

Баянам и духовым инструментам (флейтам, гобоям) в о.р.н.и. принадлежит особая, исключительная роль.

Имея немало общего в своих тембровых, динамических и некоторых иных характеристиках, баяны и духовые инструменты на общем оркестровом фоне образуют тембровую сферу, во всех отношениях противостоящую звучанию других инструментальных групп. Ярко выраженная обособленность их тембров является (вслед за спецификой струнной группы) второй характернейшей особенностью структуры о.р.н.и.

Тембры баянов и духовых инструментов, контрастные по отношению к тембрам других инструментов оркестра (струнных, гуслей, ударных) – хорошо сочетаются между собой в самых различных оркестровых приёмах. Близость тембровых значений баянов и духовых инструментов особенно возрастает при исполнении ими общих оркестровых функций. (Если провести уместную в данном случае параллель с группой деревянных духовых симфонического оркестра, то сочетание флейты + гобои + баяны приблизительно соответствуют соединениям первых двух инструментов с кларнетами и фаготами). 11. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть; 12. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. III часть; 13. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. II часть; 14. Ю. Зарицкий. Вальс; 15. В. Сапожников. Северная величаль.

 

Гусли в структуре о.р.н.и.

Гусли относятся к числу основных, «старейших» участников о.р.н.и. и находят самое широкое применение в инструментовке для данного состава. В настоящее время в ведущих оркестровых коллективах используются главным образом две разновидности гуслей – щипковые и клавишные.

При всём разнообразии использования гуслей в современных партитурах, их роль в оркестре сводится к двум основным функциям: колористической и динамической.

 

Ударные в структуре о.р.н.и.

Использование ударных инструментов в народном оркестре (по сравнению с другими инструментальными составами) чрезвычайно своеобразно.

Дело в том, что приёмы игры на струнных инструментах о.р.н.и. (домрах, балалайках, гуслях) и ударных инструментах опираются на общий принцип звукоизвлечения: короткие звуки исполняются с помощью удара (щипка), долгие звуки – с помощью тремоло. Унисоны струнных и ударных инструментов – благодаря общей ударной природе звукоизвлечения – бывают настолько слитными, что воспринимаются как сочетания однородных тембров. 34. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть; 35. Ю. Зарицкий. Суздаль.

Примером тембровых «точек соприкосновения» ударных и струнных инструментов русского народного оркестра может служить инструментовка сюиты «Ивановские ситцы» Ю. Зарицкого, во II-й («Палех») и III-й («Суздаль») частях которой колокольчики, вибрафон, щипковые и клавишные гусли трактуются, по существу, как группа родственных по тембру инструментов.

Все это создает естественные предпосылки для широкого использования различных ударных инструментов в о.р.н.и.

 

Резюме

Итак, тембровая вертикаль партитуры о.р.н.и. в целом характеризуется своеобразными, гибкими связями входящих в данный состав групп и инструментов. Наиболее полно эти качества проявляются во взаимодействии домр и балалаек, а также баянов и духовых инструментов, образующих основные разграниченные тембровые сферы в рамках оркестрового целого. Кроме того, специфика тембровой вертикали о.р.н.и. проявляется в соотношениях гуслей, ударных инструментов со струнной (опорной) группой оркестра. Характер этих соотношений накладывает существенный отпечаток на содержание оркестровых приёмов с участием названных инструментов.

Эти особенности оркестровой тембровой вертикали могут быть переданы графически следующим образом:

Схема 6.

Отмеченная гибкость взаимосвязей оркестровых групп придаёт структуре русского народного оркестра оригинальные, единственные в своём роде черты, не имеющие развернутых аналогий в симфоническом, духовом, или каких-либо иных оркестровых составах.