<< Особенности временны́х аспектов взаимодействия тембров

Критерии временной «устойчивости» оркестровых тембров

В поисках критериев, в достаточной степени четко определяющих «устойчивость» тембров инструментов оркестра к фактору времени, обратимся к некоторым «структурным» идеям Н.А. Римского-Корсакова, изложенным им в «Основах оркестровки».

В одном из разделов своей знаменитой книги Римский-Корсаков дал описание оркестровых групп симфонического оркестра «по отношению к общему впечатлению, производимому оркестровкой». Он писал: «Смычковая группа слушается без утомления в течение долгого времени благодаря своим разнообразным свойствам… Достаточно введения одной лишь партии смычковой группы, чтобы освежить музыкальный отрывок, исполняемый одними духовыми группами. Тембры духовых, напротив, способны вызвать более скорое пресыщение; за ними следуют щипковые и, наконец, ударные и звенящие всех родов, требующие для их применения значительных перерывов».

Разумеется, высказывание Римского-Корсакова касается тембровой структуры именно симфонического оркестра, вовсе не закрепляя за каждым инструментом ту или иную степень его временной «устойчивости» априорно, вне конкретного инструментального состава. (Ясно, что, скажем, в духовом оркестре иерархия тембров совершенно иная: опорными являются медные и деревянные духовые инструменты, а смычковые – в особых случаях их эпизодического применения – имеют минимальную устойчивость к фактору времени. То же самое можно сказать об эпизодическом использовании смычковых инструментов в оркестровке, например, для народно-инструментальных составов).

В высказывании Н.А. Римского-Корсакова нас интересует, прежде всего, его принципиальный теоретический подход к проблеме. В этом смысле речь идет о различной иерархии тембров, объективно существующей в каждом оркестровом составе и охватывающей, по емкому определению Глинки, широкий диапазон от «сущности» до «роскоши оркестра». Чем ближе инструментальная группа к «сущности» конкретного инструментального состава, к «основе» общего оркестрового тона - тем большей временной «устойчивостью» она обладает.

Если перенести описанные Римским-Корсаковым особенности восприятия звучания на средства оркестра народных инструментов, то получим следующий ряд:
струнные (домры, балалайки) - баяны и духовые – гусли - ударные

Оркестровая практика показывает, что именно струнные инструменты заняты, как правило, в большинстве тембровых построений. Напротив, оркестровые эпизоды, в которых участвуют только баяны, или духовые, или ударные – способны достаточно быстро вызвать «чувство эстетического утомления» и, чаще всего, непродолжительны. 82. Ю. Шишаков. Хороводная. 82-а. Ю. Шишаков. Хороводная. 83. Ю. Шишаков. Во горнице во новой. 95. Ю. Шишаков. Во горнице во новой. 15. В. Сапожников. Северная величаль. VI ч.

Характерно, что участие хотя бы одного оркестрового голоса, исполненного струнными и добавленного к духовым или ударным инструментам, в значительной степени восстанавливает устойчивость последних к фактору времени, дает возможность использовать их звучание на более продолжительном отрезке времени. 88. Ю. Зарицкий. Суздаль. 114. Ю. Зарицкий. Палех. 118. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.