<< Особенности временны́х аспектов взаимодействия тембров

О способах «активизации» тембра в инструментовке для о.р.н.и.

В лучших образцах своего репертуара русский народный оркестр демонстрирует замечательное многообразие средств, позволяющих оркестратору при необходимости «активизировать», обострить оркестровую звучность. Один из характерных в этом плане образцов представлен в заключительном эпизоде Скерцо из Симфонии-Концерта Ю. Шишакова. (113. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. III ч.). В этом эпизоде, отмеченном высоким мастерством оркестровки, использован целый ряд взаимодополняющих приемов активизации тембра, типичных для современной оркестровой практики:

во-первых, данный фрагмент интересен с точки зрения дифференциации оркестровых тембров. Их ясная, контрастная группировка осуществлена здесь в виде сопоставления духовой группы (флейты + баяны), струнной группы (малые, альтовые, басовые домры + контрабасы) и гуслей (клавишные, щипковые + гитара, трактуемая в Симфонии-Концерте как инструмент группы гуслей). Функции каждой из названных инструментальных групп отчетливо разграничены, обеспечивая рельефную, «объемную» оркестровую звучность, свойственную приемам дифференцированного изложения;

во-вторых, использован характерный прием специального звукоизвлечения. Имеется в виду красочное глиссандо по тонам целотоновой гаммы в партии клавишных гуслей. Этот прием сообщает данному эпизоду особую нарядность оркестрового тембра;

в-третьих, красочно применены инструментальные регистры. Использована характерная звучность высшего регистра баянов (играющих на пианиссимо трели в 3-й и 4-й октавах) и низкого регистра флейт (исполняющих выдержанные педальные звуки). Применение характерных регистров этих инструментов придает звучанию оркестра своеобразный, несколько причудливый, изысканный колористический оттенок;

в-четвертых, пример интересен в плане использования фактурного тембра. Речь идет об особенностях изложения гармонического фона баянами и духовыми инструментами (большой и альтовой флейтой). Эти особенности состоят в том, что семиголосное изложение ре мажорного трезвучия в партиях названных инструментов (D1 – D – a – d1 – fis3 – a3 – d4) охватывает практически полный оркестровый диапазон (семь октава). Подобная «разреженность» фактурного изложения гармонического фона делает звучание оркестра особенно легким, прозрачным, «воздушным», подчеркивая тем самым музыкальное настроение данного фрагмента;

наконец, рассматриваемый эпизод является прекрасным примером выявления гармонического тембра в оркестровке. Характерная двуплановость гармонического изложения проявляется здесь в виде политонального сопоставления аккордов в партиях инструментов духовой и струнной групп. Функционально «автономный» аккорд у струнных служит своеобразным фоном красочного глиссандо на клавишных гуслях; сочетание этих приемов позволяет автору данного сочинения поставить великолепную тембровую «точку», завершающую Скерцо Симфонии-Концерта.

Оркестровое изложение заключительных тактов Скерцо Симфонии-Концерта Ю. Шишакова привлекает внимание большим разнообразием приемов, отразивших – в той или иной степени – характерные тенденции развития современной теории и практики инструментовки для о.р.н.и. (Подробный анализ их практического применения в сочинениях для русского народного оркестра размещен в рубриках веб-сайта, озаглавленных «Способы дифференциации тембров», «Приемы специального звукоизвлечения», «Регистровый тембр», «Фактурный тембр»).