Приемы специального звукоизвлечения

Приемы специального звукоизвлечения широко применяются в инструментовке для народного оркестра. Этим приемам свойственна яркая, остро характерная окраска. Принимая во внимание известное «тяготение» средств о.р.н.и. к монотембровым образованиям, приемы специального звукоизвлечения существенно дополняют его тембровый диапазон, выполняют в определенных случаях роль новых реальных тембров.

  • Использование различных медиаторов.
  • 46. Ю. Шишаков. Отродясь никуда я не ходила.
    89. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.

  • Игра y грифа (sul tasto), y подставки (sul ponticello).
  • 90. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. II ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
    Ф. Пуленк. Сельский концерт. I ч.

  • Вибрато (на струнных инструментах).
  • 92. Ю. Зарицкий. Вальс.
    38. Б.  Кравченко. Красный Петроград. III ч.

  • Флажолеты.
  • 85. Ю. Шишаков. Не кукушечка кукует.
    93. К. Санторо. Паулистиана (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
    94. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. I ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

  • Пиццикато пальцами левой руки.
  • 95. Ю. Шишаков. Во горнице во новой.

  • Демпферное пиццикато.
  • 96. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. II ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

  • Игра без прижатия струн к ладовым пластинам.
  • 97. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

  • Штрих «мехом» на баянах.
  • А. Лядов. «Плясовая».
    22. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

  • Кластеры (на баянах).
  • 105. В. Сапожников. Северная величаль. V ч.
    135. А. Репников. Северная фреска «Острова» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

  • Глиссандо
  • 98. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. I ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
    99. Ю. Шишаков. Ай, коси, моя коса.

Используя те или иные приемы специального звукоизвлечения в инструментовке для народного оркестра, необходимо учитывать определенные ограничения. Во-первых, многие такие приемы (за исключением sul ponticello, тремоло мехом на баянах и глиссандо на гуслях) не только изменяют тембр, но и в той или иной степени приглушают звук. Поэтому, использование приемов sul tasto, пиццикато пальцами левой руки, «демпферного» пиццикато, флажолетов, игры кожаным (или капроновым) медиатором и некоторых других приемов - целесообразно в условиях прозрачной фактуры и общего оркестрового piano.

Во-вторых, нельзя упускать из виду, что использование приемов специального звукоизвлечения в оркестровке требует известной осторожности, чувства меры. Эти приемы менее устойчивы к фактору времени, чем основные приемы. Чрезмерное увлечение, злоупотребление такими приемами ведет к вычурности оркестрового колорита и, в конечном счете, к однообразию оркестровой звучности. Поэтому приемы специального звукоизвлечения хороши на небольших отрезках времени, в тех эпизодах, когда характер музыки подсказывает использование подробных, детализированных тембровых построений. А. Репников. «Острова».(136). Во всех случаях острая характерность данных приемов требует, пользуясь выражением Глинки, чтобы их применение было органично оправдано самой идеею сочинения.

В целом, современная исполнительская практика предоставляет исключительно благоприятные возможности для дальнейшего развития приемов специального звукоизвлечения в инструментовке для народного оркестра. Такие приемы обогащают оркестровую звучность, восполняя – при необходимости - определенный «дефицит» средств тембрового контраста в о.р.н.и. Ф. Пуленк. «Сельский концерт». I ч. (100)

Сегодня есть все основания предполагать, что естественный процесс постепенного проникновения приемов специального звукоизвлечения из сольной практики в область оркестровой игры будет достаточно интенсивно развиваться и в будущем.