Фактурный тембр

Фактурный тембр в инструментовке определяется той или иной окраской оркестровых приёмов, вызванной особенностями фактурного изложения.

Начать с того, что тембровая окраска аккордов (гармонических комплексов) зависит – среди прочего – от их расположения: тесного или широкого. По замечанию С. Василенко (написавшего в 1934-м году «Итальянскую симфонию» для оркестра народных инструментов), аккорды в широком расположении звучат «...торжественно-спокойно, светло, а подчас и величественно и ярко в форте, и легко и прозрачно в пиано». Тесное же расположение придаёт звучанию «...своеобразный колорит, вызывающий в представлении картины напряжённого, драматического характера в форте и создающий таинственное, напряжённое настроение в пианиссимо».

Способы выявления фактурного тембра в инструментовке для о.р.н.и. весьма разнообразны. К ним, например, относятся эффектные приемы внезапного сопоставления контрастных приемов фактурного изложения, фактурные приемы музыкально-изобразительного содержания, фактурная «имитация» колокольного звона, и пр.

Фактурный тембр в оркестровке опирается, как правило, на особые приёмы фактурного изложения, подчиненные определённой изобразительно-колористической задаче. Оркестровый тембр в таких приемах «синтезируется» с помощью различных фактурных средств, придающих оркестровой звучности необходимую характерную окраску.

 

Сопоставление контрастных приемов фактурного изложения

К числу способов выявления фактурного тембра в процессе инструментовки относятся эффектные приемы внезапного сопоставления различных типов фактурного изложения. Выразительные возможности красочных «столкновений» контрастных оркестровых эпизодов убедительно иллюстрируют сочинения мастеров народно-инструментального искусства.88. Ю. Зарицкий. Суздаль; 112. Ю. Зарицкий. Суздаль; 143. Р. н. п. «Березничек» (обработка К. Шаханова).

 

Музыкально-изобразительное изложение фактуры

Особенности фактурного изложения оркестровых эпизодов могут иметь определённый изобразительный смысл. Например, передавая настроение «ожидания бала» в старинной русской усадьбе. 144. В. Чистяков. Русский усадебный вальс (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

 

Фактурная «имитация» колокольного звона

В сочинениях для народного оркестра нередко используются фактурные построения, имитирующие колокольный звон. В ряде случаев такая задача бывает решена с помощью взаимодополняющих оркестровых приемов: 1) использования реального тембра (оркестровых колоколов) и 2) характерного изложения гармонической фигурации в партиях остальных участников о.р.н.и. 112. Ю. Зарицкий. Суздаль.

В других эпизодах «колокольная» окраска оркестровой звучности достигается с помощью средств фактурного изложения аккомпанемента: - равномерного чередования аккордов в среднем и нижнем оркестровых регистрах, создающего иллюзию чередования ударов больших, средних и малых колоколов. 86. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.; 68. Ю. Зарицкий. Суздаль.

Рассмотренные выше партитурные образцы объединяет то обстоятельство, что использованные в них приёмы фактурного изложения подчинены определённой изобразительно-колористической задаче. Оркестровый тембр в данных фрагментах «синтезируется» с помощью различных фактурных средств, придающих оркестровой звучности характерную «колокольную» окраску.