II-й этап
период струнного (домрово-балалаечного) состава

В 1896 г., перед известной реорганизацией «Кружка любителей игры на балалайках» В. В. Андреев в письме к Н. И. Привалову изложил план дальнейшего развития состава оркестра: «Я думаю восстановить все народные инструменты, на которых играл народ государства московского, то есть средней полосы России; к моим балалайкам присоединю я домры , изготовленные по экземпляру, найденному сотрудником моим А. С. Мартыновым в Вятской губернии, – затем восстановлю гусли , изготовив их из красного дерева с отделкой и позолотою… Далее, я присоединю к оркестру и Вашу жалейку , а также рожки , … наконец – накры и другие ударные».

В. В. Андреев, которого А. Никиш называл «гениальным организатором и дирижёром», обладал счастливой способностью приводить задуманное в исполнение. Летом 1896 г. он (при непосредственном участии Н. П. Фомина и «мастера-артиста» С. И. Налимова) перестраивает состав своего ансамбля. Так, «… была «отставлена» балалайка-пикколо , взамен чего введена балалайка-дискант ; прима – оставлена была без перемены; балалайка альт разделена на 2 инструмента: секунда и альт ; на басу и контрабасе спущена тоном ниже тонкая струна. Таким образом, в общем строе выдержан был интервал кварты вместо прежнего – смешанного кварты и квинты , … к балалаечному составу прибавлены были 2 построенные Андреевым домры ».

Осенью 1896 г. начались репетиции нового состава (14 исполнителей), названного Андреевым «Великорусским оркестром». Вот его полный состав: домра дискант (Д. Пыжов), домра альт (П. Каркин), балалайка дискант (Чорохов), балалайки примы (В. Андреев, В. Лидин, В. Ленгерн), балалайки секунды (Н. Фомин, Н. Варфоломеев), балалайка альт (А. Паригорин), балалайки басы (А. Шевелёв, М. Веселаго), контрабасы (В. Насонов, А. Мартынов), гусли (Н. Привалов).

Реформа 1896 года открывает период струнного (домрово-балалаечного) состава, продолжавшийся немногим более сорока лет, вплоть до Великой Отечественной войны.

В этот период структура оркестра развивается очень интересно, своеобразно и характеризуется двумя основными моментами:

  • во-первых, развитие оркестрового состава осуществляется главным образом за счёт домр и балалаек . На всём протяжении рассматриваемого периода количество исполнителей на этих инструментах составляло свыше 90 % от общего числа участников оркестра;
  • во-вторых, в течение 2-го этапа количественное соотношение между балалайками и домрами постоянно менялось; устойчивое соотношение между этими основными оркестровыми группами было достигнуто лишь к концу 30-х годов. Проследим в общих чертах за динамикой структуры оркестра на примере состава оркестра им. Андреева:

Таблица 1

 

1896

1897

1900

1911

1930

1931

1938

Домры

2

4

6

9

12

13

34

Балалайки

11

11

около 15

около 15

11

8

21

В первые годы в составе оркестра преобладали инструменты балалаечной группы. В 1896 г. в оркестре участвуют всего лишь 2 домры ( дискантовая и альт ), в 1897 г. – 4 (добавлены пикколо и бас ), в 1900 г. – 6 (добавлены тенор и контрабас ).

С 1900 г. группа домр развивается более интенсивно, чем балалаечная группа. Во время известных гастрольных поездок в Германию, Англию, Францию, США (1908–1911) в составе оркестра была 9 исполнителей на домрах; к 1930 г. число исполнителей на домрах (12) и балалайках (11) – выравнивается, а уже в следующем году количественное соотношение между этими инструментами существенно изменяется. В 1931 г. в состав оркестра входит тринадцать исполнителей на домрах ( пикколо – 1, малые – 5, альтовые – 3, теноровые – 1, басовые – 3) и восемь исполнителей на балалайках ( примы - 2, секунда – 1, альт – 2, бас – 1, контрабасы – 2). То есть - устанавливается соотношение 3:2. Далее это соотношение не изменяется; например, в составе 1938 г. (почти втрое большем по сравнению с 1931 г.) насчитывалось 34 домры и 21 балалайка. (Домры: пикколо (2), малые (13), альтовые (9), теноровые (2), басовые (6), контрабасовые (2). Балалайки: примы (6), секунды (4), альты (4), басы (3), контрабасы (4).

Основная тенденция в развитии домрово-балалаечного состава: постепенное усиление группы домр, увеличение её удельного веса в составе оркестра, приведшее в итоге к устойчивому, оптимальному соотношению групп домр и балалаек, отражающему их структурное «равновесие» . Следует подчеркнуть, что установившееся между домрами и балалайками соотношение (3:2) сохраняется до сегодняшнего дня, в современных оркестровых коллективах.

В течение 2-го этапа развития народного оркестра получили реальное воплощение и некоторые другие идеи, высказанные В. В. Андреевым ещё во время реформы 1896 г.

Прочное место в народном оркестре заняли гусли. Из трёх их разновидностей (звончатые, щипковые, клавишные), применявшихся в разное время в струнном народном оркестре, в конечном итоге закрепились два последних вида: щипковые (с 1898 г.) и клавишные (с 1905 г.).

Нашли применение ударные инструменты. В различных произведениях для народного оркестра использовались накры (литавры), бубен, тарелки, колокольчики , треугольник, ложки и некоторые другие инструменты. Подход к этим инструментам в заметно отличался от трактовки ударных в современных сочинениях. Ударные выполняли главным образом аккомпанирующую (ритмическую) роль; лишь изредка их функции расширялись.

Лишь духовые инструменты, задуманные Андреевым ещё в период реорганизации «Кружка любителей игры на балалайках», так и не смогли закрепиться в составе струнного домрово-балалаечного оркестра.

Применение духовых инструментов ограничивалось редкими, отдельными случаями использования свирели, брелки в качестве солистов оркестра. По-настоящему эти инструменты в расчёт не принимались; композиторы (оркестраторы) считали необходимым указывать в партитурах варианты исполнения их оркестровых голосов на струнных инструментах. В авторской рукописной партитуре «У ворот, ворот батюшкиных» Н. Фомина выписана, например, партия брелки ; при этом сделана пометка о возможной замене её инструментами домровой группы.

Кроме того, отдельные случаи использования духовых инструментов (гармоник, флейт, гобоев, кларнетов, труб) имели место в некоторых крупных оригинальных оркестровых сочинениях, таких как «Улица весёлая» А. Пащенко (1928), «Итальянская симфония» С. Василенко (1934). Однако это начинание не получило развития в период домрово-балалаечного состава.

Дело в том, что в то время основу (и украшение) репертуара оркестра составляли обработки народных песен , сделанные Н. Фоминым, П. Каркиным, Ф. Ниманом и пр. Это были небольшие по форме пьесы, построенные, как правило, на сопоставлении различных приёмов фактурного изложения в сменяющих друг друга вариациях. Выразительные средства домрово-балалаечного оркестра, с характерными для него мягкими, плавными тембровыми оттенками и переходами, как нельзя лучше соответствовали задачам, возникающим при исполнении таких произведений.

В период струнного состава оркестра ещё не было необходимых предпосылок для широкого использования духовых инструментов. Попытки их применения опережали время, стояли в стороне от запросов художественной практики, предъявляемых в данный период к народно-оркестровому жанру.

С точки зрения структуры оркестра, важнейшим итогом его развития в период домрово-балалаечного состава явилось определение устойчивого, оптимального варианта количественного соотношения между основными инструментальными группами – домрами и балалайками.