<< Историческая справка об инструментах

Первоначальные образовательные программы

Первоначальные образовательные программы по инструментам, вошедшим в состав Великорусского оркестра, появились в конце 1890-х годов. Их цель - привлечь к воссозданным народным инструментам как можно больше людей, способных широко распространить эти инструменты в народном быту.

Первые программы, по ходатайству В.В. Андреева, были реализованы в войсках, расквартированных в Петербурге. «Сначала, - вспоминает очевидец этих событий, участник Великорусского оркестра В.П. Киприянов, - в Петербургском гарнизоне. Был организован штат преподавателей, с осени 1897 года приступивший к работе. Во главе - В.В. Андреев. В числе преподавателей были Насонов, Фомин, Каркин. Они начали это дело, а через год состоялся концерт полковых балалаечников. В концерте участвовало 300 балалаечников. Это был потрясающий по своему успеху концерт» (Киприянов В.П. Андреев и история оркестра народных инструментов его имени. Лекция 14 июня 1939 г. / Стенография А. Аверьяновой, с. 10).

В1902 году открылись «Бесплатные музыкально-хоровые классы для рабочих и их семей» при Петербургском городском попечительстве о народной трезвости. Организация классов была поручена Н.И. Привалову. За 15 лет существования этих классов игре на балалайках, домрах, гуслях выучились 10 тысяч музыкантов-любителей.

В1905 году сформированы Общедоступные курсы игры на народных инструментах и хорового пения (первые санкционированные правительством России курсы, где каждый желающий мог научиться игре на народных инструментах). Занятия вели В.В. Андреев, В.Т. Насонов, Н.П. Фомин, П.П. Каркин.

В 1908 году при Санкт-Петербургском Обществе народных университетов была открыта Народная консерватория с классами русских народных инструментов. Преподаватели - В.В. Андреев, Н.И. Привалов, Н.Ф. Финдейзен.

С 1913 года появляются образовательные программы, ориентированные на подготовку инструкторов - будущих руководителей самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов. Сначала открылись Краткосрочные летние курсы (1913). Вслед за ними - Музыкальные курсы для учителей сельских школ, организованные при содействии Министерства народного просвещения (1915).

После революции, вслед за открытием Народных школ музыкального просвещения (1918), были возобновлены образовательные программы, направленные на подготовку квалифицированных специалистов для нужд системы музыкальной художественной самодеятельности. Сначала в виде «Бесплатных курсов для музыкантов-инструкторов», чуть позже – в рамках программ Инструкторско-педагогических отделений ленинградских музыкальных техникумов (1925 -1926), а также Инструкторско-педагогического факультета (с 1925) и Рабфака (с 1930) Ленинградской консерватории. По сути дела, они выполнили роль промежуточных, переходных образовательных программ, подготовивших почву для формирования современного профессионального музыкального образования на народных инструментах в Центральном музыкальном техникуме (ныне Музыкальное училище им. Мусоргского), в 3-м музыкальном техникуме (ныне Музыкальный колледж им. Римского-Корсакова), а затем и в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) Государственной консерватории.

Обратим внимание на характерную деталь, наглядно свидетельствующую о цельности, преемственности новейшей истории народных инструментов в Санкт-Петербурге. В числе десяти преподавателей-народников Инструкторско-педагогического факультета Ленинградской консерватории, работавших здесь в период с 1925 по 1941 год, пятеро – ветераны Великорусского оркестра Н.П. Фомин, Ф.А. Ниман, Н.И. Привалов, С.Я. Крюковский, В.В. Кацан. Это первые профессора Ленинградской консерватории по специализациям, связанным с народными инструментами. К этому списку справедливо добавить имена П.П. Каркина и В.П. Киприянова – первых руководителей оркестровых классов в Техникуме единого музыкального просвещения (ТЕМП, 1925) и Центральном музыкальном техникуме (ЦМТ, 1926).