Структурное «равновесие» домр и балалаек в оркестре

В 1970 – 1980-х составы ведущих народных оркестров были близки друг к другу по количественному соотношению инструментов группы домр (в среднем 30) и балалаек (в среднем 20 инструментов), составляя - приблизительно — пропорцию 3 : 2. Можно сказать, что эта пропорция (установившаяся еще в период 1930-х годов) была проверена временем, являлась оптимальной и отражала характерную особенность народного оркестра - структурное «равновесие» домровой и балалаечной групп (Таблица 9).

В начале XXI века данная пропорция в этих оркестровых коллективах осталась незыблемой. Соотношение домр и балалаек в оркестрах им. Андреева, им. Осипова, ВГТРК - составляет в среднем 59.1 и 40.9 процентов, еще больше (по сравнению с 1970 – 1980 годами) приблизившись к «идеальной» пропорции 3 : 2 классического состава русского народного оркестра (Таблица 9-а).

Таблица 9

 

Группа домр

Группа балалаек

Оркестр им. Андреева
(1970 – 1980 гг.)

31

17

Оркестр им. Осипова
(1970 – 1980 гг.)

30

22

Оркестр ЦТ
(1970 – 1980 гг.)

27

17

 

Таблица 9-a

 

Группа домр

Группа балалаек

Оркестр им. Андреева
(2009 г.)

29

21

Оркестр им. Осипова
(2009 г.)

31

24

Оркестр ЦТ (ВГРТК)
(2009 г.)

29

17

Добавим, что во всех рассматриваемых составах домровая и балалаечная группа построены по принципу динамического равенства входящих в них оркестровых партий в верхнем, среднем и нижнем регистрах.

Согласно данному принципу, количество более крупных инструментов в народном оркестре пропорционально уменьшается. (Заметим, кстати, что данный принцип распространяется, например, на соотношение инструментов домровой группы оркестра им. Андреева образца 1970 г., см. Таблицу 10. В состав Андреевского оркестра в то время входили 2 теноровые домры, которые, как известно, могли представлять как средний, так и нижний «этаж» группы, то есть выступать вместе или с альтовыми, или с басовыми домрами. Таким образом, и в этой ситуации сохранен принцип пропорционального сокращения числа более крупных инструментов, обладающих более мощным звуком):

Таблица 10

 

Верхний регистр
(д.м.)

Средний регистр
(д.а.)

Нижний регистр
(д.б.)

Оркестр им. Андреева  

1970 – 1980 гг.

13

12
(включая теноровые)

6

2009 г.

18

7

4

Оркестр им. Осипова  

1970 – 1980 гг.

14
(включая меццо-сопрановые)

9

6

2009 г.

15

10

6

Оркестр ЦТ (ВГТРК)  

1970 – 1980 гг.

13

8

6

2009 г.

15

8

6

 

Таблица 11

 

Верхний регистр
(б.пр.)

Средний регистр
(б.с. + б.а.)

Нижний регистр
(б.б. + б. кб)

Оркестр им. Андреева  

1970 – 1980 гг.

7

4

6

2009 г.

10

4

7

Оркестр им. Осипова  

1970 – 1980 гг.

10

4

8

2009 г.

10

6

8

Оркестр ЦТ (ВГТРК)  

1970 – 1980 гг.

6

6

5

2009 г.

6

6

5

Определенным общим моментом балалаечных групп в различных оркестровых составах (см. Таблицу 11) является относительно большое количество басовых инструментов (за счет контрабасов, представляющих собой фундамент всей струнной группы оркестра народных инструментов).

В вариантах современной балалаечной группы в оркестрах им. Андреева, им. Осипова, ВГТРК образца 2009 г. – если оттолкнуться от среднего числа исполнителей на всех тесситурных разновидностях балалаек - складывается оптимальный, возможно, вариант структуры данной группы в большом «классическом» составе русского народного оркестра. В такой балалаечной группе, состоящей, скажем, из 20-22 исполнителей, верхний, средний и нижний регистры сочетаются в пропорции - 8(9) : 6 : 6(7), а по отдельным оркестровым голосам количество инструментов распределяется следующим образом: примы : секунды : альты : басы : контрабасы = 8(9) : 3 : 3 : 1(2) : 5.

Заметим, в заключение, что приблизительно на такую пропорцию (по отдельным инструментам – 6 : 2 : 2 : 1 : 3; по регистрам, соответственно – 6 : 4 : 4) указывал композитор Ю.Н. Шишаков в «Инструментовке для оркестра русских народных инструментов» (М., 1970, с.97).