Гусли и ударные инструменты в составе народного оркестра

В 1970 – 1980-х гг. оркестры русских народных инструментов ограничивались применением двух разновидностей гуслей - клавишных и щипковых. Наибольшее распространение имели клавишные гусли; поэтому композиторы (оркестраторы) нередко писали оркестровые голоса щипковых и клавишных гуслей с таким расчетом, чтобы их партии в упрощенной редакции могли быть исполнены на одних клавишных гуслях.

Современные оркестры народных инструментов все более охотно включают в свой состав еще одну разновидность гуслей – гусли звончатые. Информация об участии различных разновидностей гуслей в известных московских, санкт-петербургских и региональных народно-инструментальных коллективах размещена в Таблице 16. Как видим, гусли звончатые участвуют более чем в половине представленных здесь оркестров:

Таблица 16

Оркестр им. Осипова
(г. Москва)

3 (щипковые, клавишные, звончатые)

Оркестр ВГТРК
(г. Москва)

2 (щипковые, клавишные)

Оркестр ГМК им. Гнесиных
(г. Москва)

1 (клавишные, включая совмещение с гуслями звончатыми)

Оркестр «Русские узоры»
(г. Москва)

1 (клавишные)

Оркестр им. Андреева
(г. Санкт-Петербург)

2 (щипковые, клавишные, включая совмещение с гуслями звончатыми)

Оркестр ГРКО
(г. Санкт-Петербург)

1 (клавишные)

Оркестр «Метелица»
(г. Санкт-Петербург)

1 (клавишные, включая совмещение с гуслями звончатыми)

Оркестр «Серебряные струны»
(г. Санкт-Петербург)

2 (клавишные, звончатые)

Оркестр «Онего»
(г. Петрозаводск)

1 (клавишные)

Оркестр ГОРНИ
(г. Череповец)

2 (щипковые, клавишные)

Оркестр «Виртуозы Кубани»
(г. Краснодар)

1 (клавишные, включая совмещение с гуслями звончатыми)

(Полный инструментальный состав известных московских, санкт-петербургских и региональных оркестровых коллективов, представленных в Таблице 16, подробно рассмотрен в рубрике «Вариации современного состава о.р.н.и.»).

О количестве исполнителей на ударных инструментах можно говорить условно - все зависит от характера музыкального произведения. Тем не менее, специфика структуры оркестра, своеобразие взаимосвязей ударных со струнными народными инструментами (образующих в ряде типичных случаев практически однородную звучность) - создает естественные предпосылки для самого разнообразного и широкого использования различных видов ударных инструментов в о.р.н.и.

Целесообразность широкого использования ударных в народно-инструментальном составе связана также с исполнением многочисленных произведениями жанрового характера, свойственных репертуару русского народного оркестра.

О разнообразном и широком использовании ударного инструментария в народном оркестре свидетельствует, например, ряд крупных произведений для русского народного оркестра, созданных в 1970 – 1980 гг. крупнейшими композиторами, работавшими в данной сфере (см. Таблицу 17). Римские цифры в этой таблице соответствуют различным произведениям крупной формы для о.р.н.и.: (I) - Сюита «Красный Петроград» Б. Кравченко; (II) - «Русская симфония» Л. Балая; (III) - Сюита «Ивановские ситцы» Ю. Зарицкого; (IV) - Концерт для оркестра «Северная величаль» В. Сапожникова; (V) - Симфония-Концерт Ю. Шишакова.

Таблица 17

Литавры

I, II, III, IV, V

Деревянный брусок

I, III, IV

Малый барабан

I, II, III, IV

Бубен

I, II, III, IV

Большой барабан

II

Бубенцы

I

Тарелки

I, II, III, IV, V

Ксилофон

I, II, IV, V

Треугольник

I, II, IV

Вибрафон

I, II, III, IV

Тамтам

III, IV

Колокола

III, IV

Бонги

III

Колокольчики

I, III, IV, V

Бич

II, IV

Челеста

V

Современные оркестровые коллективы имеют с своем составе 3 – 4 основных исполнителя на ударных инструментах. Состав из 4-х исполнителей позволяет наиболее конструктивно распределить различные виды ударных инструментов, например:

Таблица 17-а

I-я партия

литавры

II-я партия

ударные без определенной высоты звука: малый барабан, большой барабан, тарелки, треугольник, бонги и т.д.

III-я партия

звуковысотные инструменты: ксилофон, вибрафон, колокола, колокольчики и т.д.

IV-я партия

народные инструменты: бубен, ложки, трещотка и т.д.; регулятор

Разумеется, в зависимости от конкретных требований исполнения тех или иных произведений, распределение оркестровых партий может регулироваться несколько иначе.

В заключение следует специально упомянуть о том, что выразительное, виртуозное применение ударных инструментов в оркестровке - вовсе не означает их чрезмерного использования. Тем более что просчеты в этом отношении всегда чрезвычайно чувствительны. Из теории и практики оркестровки хорошо известно, что злоупотребление ударными инструментами - такой же недостаток в оркестровке, как и непонимание их выразительных возможностей, скудность, ограниченность их использования.