<< Специфика взаимодействия баянов и духовых инструментов

«Равновесие» баянов и духовых инструментов в оркестре

Современные оркестровые сочинения содержат в себе немало убедительных свидетельств о гибкости тембровых взаимосвязей баянов и духовых инструментов, созвучной средствам русского народного оркестра в целом. Если индивидуальность тембровых характеристик названных инструментов проявляется достаточно ясно главным образом в условиях дифференциального фактурного 11. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть; 12. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. III часть, то при исполнении флейтами, гобоями, баянами общих оркестровых функций – значение их тембров (как элементов однородной тембровой сферы) практически совпадает 13. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. II часть; 14. Ю. Зарицкий. Вальс; 15. В. Сапожников. Северная величаль

Баяны вместе с флейтой, гобоем и другими духовыми - образуют сферу «выразительной сольной игры», которая в о.р.н.и. сосредоточена преимущественно на этих инструментах. В тех случаях, когда мелодический материал требует особой гибкости, «индивидуальности» выражения, он, поручается, как правило, solo духовых или баянов 25. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II часть.

Динамический диапазон баянов и духовых инструментов простирается от глубочайшего pianissimo баянов (не уступающего pianissimo кларнетов и имеющего даже некоторые преимущества перед флейтами, гобоями), - до блестящего, яркого fortissimo флейт, флейт пикколо, гобоев в высшем регистре. (Fortissimo баянов скорее резкое, чем насыщенное; наибольшей силы звук достигается в коротком sf, исполняемом с помощью резкого движения меха).

В pianissimo и умеренно громких звучностях баяны и духовые имеют приблизительно равноценное динамическое значение 14. Ю. Зарицкий. Вальс; 15. В. Сапожников. Северная величаль. В forte некоторое преимущество за духовыми инструментами, особенно в высшем регистре, где динамическое превосходство флейт, гобоев над баянами становится подавляющим. Так как сила звука на духовых инструментах по мере повышения тесситуры возрастает, а у баянов, напротив, звук становится более узким и слабым (в силу определённых конструктивных особенностей) – баяны, как правило, используются ниже духовых инструментов. Кроме того, звучание баянов и духовых при необходимости может быть уравновешено: а) соответствующей нюансировкой 16. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. I часть; б) различными способами фактурного изложения у баянов - двойные ноты, аккорды, октавы 17. Ю. Зарицкий. Суздаль.

С учётом отмеченных особенностей, динамические ресурсы группы баянов и духовых инструментов в современном оркестре следует считать за равные 18. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть. Совокупность динамических средств баянов и духовых в современном составе оркестра (чаще всего это 4-6 баянов и парный состав флейт и гобоев) позволяет данным инструментам успешно противостоять в тутти звучанию любых инструментальных групп 19. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть. При этом forte баянов и духовых, нередко более резкое и яркое, чем у струнных инструментов, значительно уступает последним в насыщенности, массе – оставляя струнной группе предопределять настоящую силу общего оркестрового тона.

Взаимодействие баянов и духовых инструментов в о.р.н.и. соответствует принципу «дополнительности». Имеющиеся оттенки, различия в их выразительных средствах таковы, что не противопоставляют эти инструменты, а дополняют друг друга. Более богатый, экспрессивный тембр духовых инструментов уравновешивается, «компенсируется» возможностью баянов значительно видоизменять характер звучания с помощью различных способов фактурного изложения (октав, двойных нот, аккордов). Баяны в таких случаях могут звучать более жёстко или более мягко 26. Ю. Зарицкий. Суздаль. Что касается динамических ресурсов - духовые инструменты наиболее сильны в верхнем регистре, то есть там, где баяны слабее 18. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть; 19. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I часть