Способы дифференциации тембров

Приемы дифференцированного оркестрового изложения предполагают использование инструментальных групп оркестра в качестве различных, относительно самостоятельных тембровых единиц, функции которых ясно, четко разграничены.

Дифференцированный подход к оркестровым средствам проявляется в предпочтении "чистых" инструментальных тембров, в их противопоставлении, в ясной группировке тембров одной группы в противовес другой. 79. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. I ч.; 137. Р. н. п. «Березничек» (обработка К. Шаханова) Оркестратор группирует тембры таким образом, чтобы каждая из функций оркестровой фактуры становится относительно самостоятельной в тембровом плане. Благодаря этому складывается рельефная, «объёмная» оркестровая звучность, свойственная приёмам дифференцированного изложения. 80. Ю. Зарицкий. Палех; 81. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. I ч.; 87. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.; 138. М. Мусоргский. Где ты, звездочка? (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

 

Soli инструментальных групп оркестра

Наиболее полная, максимальная дифференциация тембровых средств оркестра осуществляется в моменты звучания солирующих инструментальных групп 82. Ю. Шишаков. Хороводная; 82-a. Ю. Шишаков. Хороводная.

Soli баянов и духовой группы о.р.н.и., как правило, поддерживаются ударными инструментами - 15. В. Сапожников. Северная величаль. VI ч., 39. Ю. Шишаков. Во горнице во новой, или какой-либо партией струнных инструментов оркестра 88. Ю. Зарицкий. Суздаль; 118. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.

 

Антифонные тембровые построения

Дифференцированный подход к оркестровым средствам ярко проявляется в тех случаях, когда инструментальные группы противостоят друг другу в антифонных построениях. 83. Ю. Шишаков. Во горнице во новой; 12. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. III ч.; 139. Б. Трояновский. Ах ты, береза.

Антифонные (то есть звучащие в ответ, вторящие) реплики инструментальных групп нередко используются для создания эффекта постепенно «исчезающей» оркестровой звучности в заключительных эпизодах пьес.140. Р. н. п. «Прощай радость» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

 

Самостоятельные, недублированные линии в tutti

Активные проявления дифференциации оркестровых тембров связаны с использованием инструментальных групп для проведения самостоятельных, недублированных линий в тутти. 84. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. I ч.; 134. А. Репников. Северная фреска «Острова» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

 

Струнная и духовая группы оркестра как целостные тембровые образования

Приемы дифференциации отдельных оркестровых групп домр, балалаек, баянов, духовых инструментов в современной аранжировке органично сочетаются с такой дифференциацией, когда струнная и духовая группы выступают как целостные, единые тембровые образования. 37. Ю. Зарицкий. Палех. 85. Ю. Шишаков. Не кукушечка кукует; 88. Ю. Зарицкий. Суздаль. Все это, вместе взятое, составляет своеобразную, уникальную черту инструментовки для русского народного оркестра, потенциально заложенную и органично вытекающую из специфики общей оркестровой структуры. (Оркестр как система взаимодействия тембров).

Как совокупность оркестровых приёмов, дифференцированное изложение противостоит приёмам, основанным на дублировке оркестровых голосов, смешении тембров, унисонных удвоениях инструментов различных оркестровых групп и т. д.

В уравновешенной микстовой (смешанной) звучности общий оркестровый тон приобретает характерную насыщенность и мягкость. Тембровая индивидуальность оркестровых групп «приглушена» дублировкой инструментальных партий. С точки зрения непосредственного слухового восприятия, в микстах происходит известная «нейтрализация» оркестрового тембра, позволяющая - не отвлекаясь на подробности оркестровки - сосредоточиться на интонационной сфере сочинения 86. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч. Напротив, резкая «активизация» тембра (возникающая в моменты внезапной смены тематического материала, динамики, резкого сокращения или увеличения количества исполнителей) - может быть поддержана, усилена композитором (оркестратором) с помощью не менее убедительного, яркого контраста между микстовой звучностью и дифференцированным изложением фактуры. 88. Ю. Зарицкий. Суздаль.

В сопоставлении, изложенном выше, вырисовывается сущность дифференцированного подхода к тембру. В этой связи уместно привести высказывание Н. А. Римского-Корсакова: «Несомненно, что частые соединения тембров (удвоения, утроения и т. д.), образующие сложные тембры, ведут к некоторому обезличению каждого из них и к однообразию общей красочности, и что применение одиночных или простых тембров, наоборот, дают возможность большего разнообразия оркестровых красок». (Основы оркестровки... т. I, с. 34).

В условиях народного оркестра приемы дифференциация тембров находятся на особом счету. Удвоения (утроения и т. д.) различных оркестровых голосов в ряде характерных случаев приводят к однородным, монотембровым образованиям. Выявление самобытных колористических ресурсов современного о.р.н.и. во многом зависит от изобретательного и точно взвешенного дифференцированного подхода к использованию отдельных инструментов оркестра и его инструментальных групп.