|
|
|
Разновидности оркестровых баяновВ партитуре для о.р.н.и. название «баян» традиционно применяется как по отношению к собственно баянам, так и к оркестровым гармоникам. Оркестровые гармоники, в отличие от «обычного» двухголосного баяна, имеют только правую клавиатуру. Звучат гармоники немного мягче баянов, прекрасно сочетаясь с тембрами других инструментов оркестра. Каждая оркестровая гармоника представляет собой ту или иную тесситурную разновидность - сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Строй гармоник, изготовленных в комплекте, как правило, хорошо выверен (что, впрочем, не является их конструктивным преимуществом). Баяны (двухголосные инструменты с «готовыми» аккордами в аккомпанементе) более универсальны, обладают большими исполнительскими возможностями - примерно настолько, сколько выразительных и технических средств содержит в себе использование их левой клавиатуры. Между этими инструментами, если примириться с отказом от левой клавиатуры баяна в оркестровке, принципиальной разницы нет. Левая клавиатура баяна в современных произведениях для оркестра почти не применяется; композиторы или оркестраторы пишут оркестровые голоса группы баянов с таким расчетом, чтобы они могли быть исполнены равно как на баянах, так и оркестровых гармониках. Баян - как оркестровый инструмент - обладает рядом замечательных, даже уникальных свойств: Начиная с 1970-х гг. в о.р.н.и. стали применяться также так называемые «многотембровые» баяны, игра на которых до того времени была исключительно привилегией солистов. Многотембровые баяны имеют ряд конструктивных преимуществ по сравнению с обычным двухголосным баяном, а также сопрановой гармоникой. Эти инструменты обладают чрезвычайно обширным диапазоном; за счёт использования так называемых «регистров» объём хроматического звукоряда одной только правой клавиатуры составляет более шести октав. Инструменты типа «Юпитер», «Левша», «Россия» и т.п. – отличаются тембровым многообразием (что отражено в названии баянов этого вида). Многообразие тембров связано с рядом конструктивных особенностей. Например, звучание особо мягкого, характерного тембра получается здесь благодаря наличию «колодца» в так называемой «ломаной» деке этих инструментов. Наиболее распространены 4-х голосные инструменты, имеющие 4 исходных («чистых») тембра, обозначаемых, соответственно: , , , . Особенности их соединений близки к принципам органной регистровки. Современные многотембровые баяны обладают значительными динамическими ресурсами, превышающими ресурсы других видов баянов. Это касается как области piano, где использование «чистых» тембров даёт глубочайшее pianissimo, так и сферы громких звучностей; forte на тембровых баянах чрезвычайно мощное, при регистре «тутти» - - в октавах и аккордовой фактуре их звук отдалённо напоминает характерную звучность медных духовых инструментов. С точки зрения оркестровки, тембровый баян очень хорошо сочетается с тембрами других, в частности – духовых инструментов. С помощью смены «регистров» такой баян, в случае необходимости, как бы «приспосабливается» к звучанию различных инструментов.Исключительно важно, что тембровый баян – как частный случай – сохраняет качества обычного, двухголосного баяна. Это позволяет без искажения исполнять сложившийся оркестровый репертуар и использовать сформировавшиеся принципы применения баяна в народном оркестре.
|