К вопросу о самобытности выразительных средств оркестра русских народных инструментов (опыт мультимедийного освещения проблемы)

С.В. Борисов, А.С. Борисова
Санкт Петербургская государственная консерватория
Санкт Петербургский государственный университет
Санкт Петербург

В современной искусствоведческой литературе подход к исследованию кардинальных вопросов специфичности средств оркестра русских народных инструментов (о.р.н.и.) в известной степени ограничен. Специфика выразительных средств оркестра выводится, как правило, исключительно из средств отдельно взятых инструментов, а анализ развития этих средств не выходит за рамки эстетических оценок отдельных шагов в эволюции состава оркестра и новаций в сфере оркестровых приемов. Между тем, самобытные черты о.р.н.и. в значительной степени предопределяются архитектоникой оркестровой структуры, то есть особенностями взаимосвязей инструментальных групп, столь же своеобразных, как и средства отдельных инструментов оркестра.

Внимание авторов сосредоточено на характеристике целостной структуры о.р.н.и. и способах анализа взаимосвязей тембров оркестра с помощью средств мультимедиа, так как именно мультимедиа технологии позволяют наиболее наглядно и ярко представить данный подход к проблеме.

 

ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТЕМБРОВ В ОРКЕСТРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


Рисунок 1. Фрагмент партитуры «Суздаля» Ю. Зарицкого (Finale 2006).

В отличие от пьес, предназначенных для исполнения отдельными инструментами соло, в оркестровой фактуре тембры инструментов постоянно смешиваются, давая неисчислимое многообразие тембро-интонационных комбинаций. При этом общий колорит звучания складывается под воздействием двух взаимосвязанных факторов: 1) зависит от индивидуальных выразительных средств каждого из инструментов, участвующих в исполнении; 2) предопределяется особенностями соотношения тембров этих инструментов.

В оркестре народных инструментов взаимосвязь тембров особенно интересна. Здесь имеет место уникальная гибкость, подвижность тембровых границ между различными инструментальными группами.

Отмеченное свойство тембровых взаимосвязей возникает в силу того, что разнообразные исполнительские приемы на домрах, балалайках, гуслях, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие – посредством тремоло. Данное обстоятельство вызывает многочисленные «точки соприкосновения» в звучании различных струнных (и ударных) инструментов, способствует «сближению» их тембров – вплоть до однородных тембровых построений.

Характерная способность к однородным (монотембровым) и контрастным (политембровым) образованиям распространяется также на взаимосвязь баянов и духовых инструментов (флейт, гобоев и т.д.). Индивидуальные тембровые характеристики названных инструментов при исполнении одних и тех же оркестровых функций в определенной степени «сглаживаются»; значение их тембров (как элементов однородной тембровой сферы) в таких случаях практически совпадает.

Общий характер взаимодействия тембров в о.р.н.и. может быть наглядно продемонстрирован с помощью небольшого фрагмента из сочинения композитора Ю. Зарицкого «Суздаль» (см. Рисунок 1). (Данный рисунок дает реальное представление о нотных образцах, набранных в системе Finale 2006, иллюстрирующих исследование различных аспектов архитектоники о.р.н.и).



Рисунок 2. Схема структурного «равновесия» групп домр и балалаек, составляющих основу о.р.н.и.

Анализ инструментовки данного оркестрового эпизода из «Суздаля» приводит нас, вкратце, к следующим выводам:

1. Сочетание тремолирующих домр и балалаек, дублирующих друг друга во всех (за исключением высшего) этажах оркестровой фактуры, звучит чрезвычайно плотно, мощно и, одновременно, удивительно слитно. Тембры домр и балалаек максимально приближены, как бы «поглощают» друг друга. Их сочетание, однородное в тембровом плане, в данном эпизоде имеет главным образом динамическое значение. В приведенных в статье схемах (см. Рисунки 2-6) пунктирная линия обозначает гибкость, подвижность тембровых границ между инструментальными группами, способность их – в зависимости от фактуры – или к монотембровым, или к политембровым образованиям. В частности, в Рисунке 2 отображено структурное «равновесие» инструментальных групп домр и балалаек, составляющих основу общего оркестрового тона.



Рисунок 3. Схема взаимодействия гуслей и струнных инструментов о.р.н.и.

2. Акцентированные удары на щипковых и клавишных гуслях, дублирующих мощные аккорды струнных инструментов (домр и балалаек), мало влияют на тембр последних, но – как нельзя лучше подчеркивают момент атаки звука, усиливая «колокольный» характер звучащих здесь аккордов. Участие гуслей здесь выполняет скорее артикуляционную, нежели тембровую роль. В оркестровых приемах, подобных образцу из «Суздаля» Ю. Зарицкого, звучание гуслей, дублирующих домры и балалайки, приобретает максимальную «устойчивость» к фактору времени, характерную для основных (струнных) инструментов оркестра (см. Рисунок 3). Напротив, в сольных эпизодах в полной мере проявляется замечательная яркость гусельного тембра, заставляющая оркестратора действовать по принципу: чем реже применение, тем ярче впечатление.

3. Литавры в первом аккорде нотного примера дублируют струнные басовые инструменты (домры и балалайки), при этом тембровое значение участия литавр в подобных оркестровых приемах минимально. (Тембровая сторона применения литавр в данном оркестровом эпизоде достаточно ясно проявляется лишь со 2-ой доли первого такта – в тот момент, когда солирующие литавры исполняют самостоятельный ритмический рисунок).



Рисунок 4. Схема взаимодействия ударных и струнных инструментов о.р.н.и.
В о.р.н.и., в отличие от других составов (симфонического, духового и т.д.), удвоения ударных и струнных инструментов нередко дают слитную, практически однородную звучность (см. Рисунок 4). Уместно добавить – в контексте вопроса о гибкости тембровых границ в о.р.н.и. - что в инструментовке «Суздаля» и «Палеха» из сюиты Ю. Зарицкого «Ивановские ситцы» гусли, колокольчики и вибрафон трактуются, по существу, как группа родственных по тембру инструментов.

4. В первой половине примера баяны и духовые инструменты удваивают тремоло домр и балалаек. Здесь они усиливают и как бы «проясняют» звучание струнных инструментов, заметно сгущая звучность последних, создавая качественно новый насыщенный тембр. Чуть позже, во втором и третьем тактах примера, баяны, флейта и гобой особенно наглядно демонстрируют свою способность выступать в роли единой тембровой группы Значение их тембров – с позиций архитектоники о.р.н.и. – практически совпадает (см. Рисунок 5).

5. В первой половине рассматриваемого нами партитурного образца инструментовка дает уравновешенную микстовую (смешанную) звучность, с характерной для нее насыщенностью и мягкостью общего оркестрового тона. Тембровая индивидуальность оркестровых групп приглушена дублировкой инструментальных партий. Во второй половине нотного фрагмента изложение подчеркнуто дифференцированно. Синкопы щипковых и клавишных гуслей противостоят монотембровому, по сути, хоралу баянов и духовых инструментов.



Рисунок 5. Схема взаимодействия баянов и духовых инструментов в о.р.н.и.
Внезапное изменение тематического материала, динамики, резкое сокращение количества исполнителей – все это поддержано не менее ярким контрастом между микстовой звучностью и дифференцированным изложением фактуры.

Мы подошли к одной из кардинальных характеристик архитектоники о.р.н.и. В силу изменяющихся фактурных условий, в зависимости от применения контрастных или сходных исполнительских приемов звучание различных инструментов оркестра может быть в определенной мере разграничено, или же слито воедино в практически однородном тембре. Все это образует одну из оригинальных и выразительнейших сторон звучания о.р.н.и. Это — гибкие тембровые переходы, разнообразнейшие оттенки окраски, силы и плотности звука, тонкие, изысканные колористические сочетания, характерные для домр, балалаек, гуслей, ударных инструментов с одной стороны, а также для баянов и духовых – с другой (см. Рисунок 6).





Рисунок 6. Схема взаимодействия тембров в целостной структуре о.р.н.и.

Среди многочисленных примеров из оркестровой практики, подтверждающих данный вывод, хотелось бы сослаться на переложение для народно-инструментального состава произведения А. Лядова «Волшебное озеро». Великолепная авторская инструментовка этого сочинения, с ее яркой и изысканной звукописью, является важнейшим формообразующим средством и выражает самую суть музыкального содержания. Все это, казалось бы, предельно ограничивает возможность переложения данного произведения для других инструментальных составов. Тем не менее, «Волшебное озеро» относится к числу симфонических произведений, наиболее благоприятных с точки зрения переложения для о.р.н.и., и прочно закрепилось в его концертном репертуаре. Причина, несомненно, состоит в том, что индивидуальные выразительные средства русских народных инструментов и, что особенно важно, специфика их взаимодействия в оркестре – как нельзя лучше соответствует образному содержанию сказочной картинки А. Лядова.

СПОСОБЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРКЕСТРОВЫХ ТЕМБРОВ

Мультимедийные средства – в их совокупности – помогают пользователю информационной системы «соединить» логическое осознание структуры того или иного музыкального материала с его эмоциональным восприятием. Это весьма важно, так как в оркестровке (и в музыке вообще) какая-либо информация только тогда становится полновесным знанием, когда затрагивает, «задевает» эмоционально-образную сферу.

Тот или иной постулат искусства оркестрового письма освещается, осознается с помощью партитурных образцов и их теоретического комментария. Данный принцип распространяется как на традиционные, так и на мультимедийные средства поиска и подачи необходимой в каждом конкретном случае информации. При этом мультимедийные средства существенно выигрывают в оперативности, целенаправленности и эмоционально-образной «наглядности».

Например, в разделе «Оркестр как система взаимодействия тембров» из мультимедийной информационной системы, теоретический анализ особенностей архитектоники о.р.н.и. проиллюстрирован тщательно подобранными партитурными образцами. Набранные в системе Finale 2006, эти образцы (аналогичные фрагменту из «Суздаля», Рисунок 1) сопровождаются оцифрованной записью их звучания в исполнении Академического русского оркестра им. Андреева (ProTools HD).

находит отражение во многих оригинальных нюансах оркестровки. Это касается, например, ряда «временны?х» аспектов взаимодействия тембров (т.е. «горизонтали» партитуры о.р.н.и.), специфики тембровых микстов, оригинальной структуры проявлений так называемого «фактурного» и «регистрового» тембра в процессе инструментовки. Профессиональное многоуровневое изучение данных вопросов нуждается в оперативности, целенаправленности и эмоционально-образной «наглядности» информационных ресурсов, что характерно для средств мультимедиа, будь то компьютерная графика, компьютерный набор нот, видеозапись или цифровой анализ акустических параметров инструментов оркестра.

Действительно, средства мультимедиа позволяют представить информацию о каждом инструменте оркестра во всей полноте. Появление и развитие компьютерных технологий позволили в таких системах как, например, Microsoft Multimedia, представить текстовое описание инструмента, его внешний вид и звучание. Следующее поколение энциклопедий (Terra Musicalis) помимо этих возможностей используют также 3D и видео технологии. На сегодняшний день актуальным является создание музыкальных энциклопедий так называемого 3-го поколения, предполагающих создание виртуальных музыкальных инструментов на основе математических моделей, позволяющих детально исследовать особенности звукоизвлечения. В рамках упоминавшейся выше работы, выполняемой при поддержке РГНФ, создается – в качестве одного из ее разделов – «Мультимедийная экспозиция инструментов о.р.н.и.». Данная инструментальная экспозиция предполагает как искусствоведческое описание инструментов, представление особенностей конструкции, манеры исполнения, так и исследование механизмов звукоизвлечения инструментов русского народного оркестра, проведение анализа их акустических параметров. Все это представляет особый интерес, так как мультимедийного описания инструментов о.р.н.и. ранее не проводилось.

Чрезвычайно важно, что сложная система гиперссылок предоставляют пользователям информационных систем принципиальную возможность интерактивным образом пройти по собственному информационному «маршруту». На любую проблему, заинтересовавшую, скажем, пользователей системы «Оркестр русских народных инструментов», можно взглянуть именно в тех аспектах, которые наилучшим образом соответствуют потребностям того или иного специалиста. Например, с каждым нотным образцом сопоставлено несколько комментариев, соответствующих разделам информационной системы, с которых пользователь имеет возможность перейти на данную страницу. В зависимости от раздела, с которого пользователь перешел на страницу, открывается соответствующий комментарий.

Каждый пользователь может посетить архив о.р.н.и., перелистать справочники, характеризующие ресурсы современных оркестровых коллективов, просмотреть видеозапись приемов игры на отдельных инструментах, входящих в оркестровый состав, и т.д.

Для реализации этих возможностей система «Оркестр русских народных инструментов» содержит широкий спектр информационных ресурсов, связанных с архивными изысканиями, записью и оцифровкой звука, компьютерным набором нотных образцов, иконографией, видеосъемкой, цифровым описанием механизмов звукоизвлечения, конструктивных и акустических свойств инструментов из состава о.р.н.и.

Мультимедийные технологии открывают доступ к обширным, практически неисчерпаемым информационным ресурсам. Эти ресурсы – в своей совокупности – обеспечивают полновесное многоаспектное освещение организации и функционирования целостного музыкального «организма» о.р.н.и. Мультимедийные средства в данном случае – не самоцель, не дань пресловутой «моде» на компьютерные технологии. Их применение весьма эффективно, даже необходимо в исследовании сложных музыкальных систем, к каковым, несомненно, относится тембровая структура оркестра.

Оперативность, целенаправленность и эмоционально-образная «наглядность» мультимедийных средств позволяет исследователю (искусствоведу или оркестратору) соединять в своих выводах логическое, умозрительное постижение нюансов архитектоники оркестра, сложной структуры того или иного музыкального материала – с их эмоциональным восприятием. Все это дает новый, более высокий уровень усвоения информации.

Дальнейшее всестороннее изучение архитектоники о.р.н.и. с помощью средств мультимедиа открывает специалистам (композиторам, оркестраторам, педагогам) исключительно широкое поле деятельности – будь то теоретическое осмысление кардинальных вопросов современной аранжировки для разнообразных составов с участием народных инструментов, или же конкретный анализ отдельных частных проблем в этой динамично развивающейся сфере современного музыкального искусства.

Работа подготовлена в рамках проекта “Мультимедийная информационная система «Оркестр русских народных инструментов», осуществляемого в настоящее время кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках СПбГУ при поддержке РГНФ (Грант 07-04-12161в).