![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
История оркестра русских народных инструментов им. Андреева
Идея создания нового вида музыкального искусства принадлежит В. В. Андрееву. Ее развитие происходило постепенно. Первым этапом стала балалайка, значительно усовершенствованная по сравнению с той, что бытовала в народе. Вместо простой, незвучной березы кузов ее был сделан из гулкого горного клена. На грифе инструмента взамен кишечных перевязок было врезано пять постоянных металлических ладов. На новой пятиладовой балалайке Андреев продолжал совершенствовать свою исполнительскую технику и в целях популяризации инструмента часто выступал на различных домашних вечерах с русскими народными песнями.
Позже был создан инструмент с полным хроматическим звукорядом, что расширяло исполнительские возможности. Двенадцатиладовая балалайки и постепенно вводимые Андреевым новые приемы игры, позволили значительно расширить и обогатить репертуар. Андреев имел большой успех у петербургской публики. В 1887 г. он впервые выступает в концерте как солист под аккомпанемент рояля, сделав, таким образом, балалайку инструментом концертной эстрады. В 1888 году В. В. Андреев, совместно с П. К. Силеверстовым издает руководство «Школа для балалайки»
Вскоре балалаечников В. В. Андреева пригласили за границу. В зарубежной и российской прессе появились заметки и статьи об успехах балалаечников в Париже и других городах Франции. Концертные поездки оркестра Андреева за границу превратились в подлинно триумфальное шествие. Число поклонников Андреева увеличивалось и в России. Оркестры народных инструментов возникали повсюду. Новизна звучания, идея восстановления преданных забвению музыкальных инструментов, увлечение «народничеством» — все это обеспечивало ансамблю Андреева успех.
Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов: брелки (жалейки), свирели, расширяется домровая группа за счет басовой домры и домры-пикколо, вводятся прямоугольные гусли, группа ударных инструментов — накры, бубен.
Однако, несмотря на успех зарубежных гастролей, переполненные во время концертов залы, оркестр испытывал большие финансовые затруднения. Андреев пользовался высочайшим вниманием Царской Семьи, но спасти оркестр могла только постоянная государственная субсидия. В марте 1914 г., Андреев получает ежегодное пособие в сумме 25 тысяч рублей и звание «Солист Его Величества», а коллектив отныне именуется «Императорским Великорусским оркестром».
После смерти В.В.Андреева художественным руководителем оркестра в декабре 1918 г. был избран Н. П. Фомин. С сентября 1920 г. коллектив, получивший имя своего основателя, возглавил Ф. А. Ниман, занимавший пост художественного руководителя и дирижера до 1933 г. Важным аспектом развития отечественной культуры тех лет было создание все новых и новых профессиональных оркестров русских народных инструментов. Традиции оркестра были продолжены вновь созданными коллективами инструментов им. Осипова, Оркестрами телевидения и радио Москвы, Ленинграда, Новосибирска, филармоническими русскими народными оркестрами и коллективами художественной самодеятельности . Важным этапом в развитии Андреевского оркестра стал май 1936 г., когда оркестр был передан в систему Ленинградской государственной филармонии, а его штат увеличен до 70 человек. В оркестр пришел новый художественный руководитель Э. П. Грикуров, поставивший перед коллективом сложнейшие творческие задачи. Он добивался от коллектива предельной отточенности штриха, ярких и разнообразных динамических оттенков, безупречной слитности ансамбля. Интенсивное развитие получила репертуарная политика оркестра. Наступили грозные годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны большинство артистов Андреевского оркестра было мобилизовано, многие вступили в ряды народного ополчения. В августе 1941 г. при эвакуации Филармонии был расформирован и Андреевский оркестр. Возрождение Андреевского оркестра началось весной 1942 г., когда Радиокомитет начал работу по собиранию и восстановлению творческих сил Ленинграда. Музыка, вытесненная из эфира сухими щелчками метронома, вновь начала звучать, вселяя в сердца людей оптимизм и непоколебимую волю к победе. В разные годы с оркестром им. Андреева выступили известные дирижеры Д. И. Похитонов, Э. П. Грикуров, К. И. Элиасберг . Возглавлял оркестр в 1955—58 гг. А. Я. Александров.
После ухода Г. А. Донияха Андреевский оркестр, продолжая выступать в эфире радио, долгое время не имел постоянного художественного руководителя. Лишь в марте 1977 г. эту должность занял В. П. Попов. Он взял курс на существенное расширение внестудийных форм концертной деятельности. Публичные концерты и гастрольные поездки вновь стали занимать значительное место в жизни коллектива. В 1986 г. руководителем оркестра народных инструментов им. В. В. Андреева становится Д. Д. Хохлов, который сделал новый шаг в осмыслении партитуры для народного оркестра. Такие произведения как «Ночь на Лысой горе», «Марш» Мусоргского, «Увертюра на русские темы», сюита «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Вальс-фантазия» Глинки и др. стали исполняться с включением медной группы инструментов. Впервые в таком составе оркестр прозвучал в 1994 г., и с тех пор этот состав оркестра уже стал привычным для слушателей.
В 1999 г. и 2001 г. Андреевский оркестр выступил с инициативой проведения Международных музыкальных фестивалей «Андреевский оркестр и его друзья». К участию в нем были приглашены ансамбли и оркестры русских народных инструментов из Америки, Японии, Швеции, Финляндии, талантливые солисты из Франции и Греции, творческие отношения с оркестром у которых сложились во время гастрольных поездок. В начале XXI века Государственный Академический оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева – прославленный коллектив, обладающий высоким профессиональным уровнем, огромным разнообразным репертуаром.
|