Период «Кружка любителей игры на балалайках» охватывает 80-е и 90-е годы XIX -го столетия. Он длился всего лишь 8 лет, однако В. В. Андрееву и его сподвижникам удалось решить за это время исключительно сложные и крупные по своему масштабу задачи.
Как известно, русские народные инструменты на протяжении долгих веков подвергались жестоким гонениям. Усилиями светских и духовных властей развитие народных инструментов было приостановлено. К середине XIX-го века (то есть ко времени, предваряющему деятельность Андреева) исполнительство на домре было сведено на нет; конструкция и процесс изготовления балалаек, духовых народных инструментов оставались чрезвычайно примитивными. Перед В. В. Андреевым стояла ответственейшая задача воссоздания и усовершенствования народных инструментов, осуществленная, как говорил сам Андреев, ценою тяжёлого, непрерывного труда, даже страданий.
Возрождение исполнительства на народных инструментах подвергалось яростным нападкам реакционно-настроенной критики, воспринимавшей дело Андреева как деградацию музыкального искусства, низводящую роль музыки до средства «общественного развлечения».
С другой стороны, многие музыкальные и общественные деятели горячо встретили и поддержали начинание В. В. Андреева. Известно высказывание П. И. Чайковского: «Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре!» А. Г. Рубинштейн писал Андрееву: «Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку».
Структура оркестра на I-м этапе элементарна; собственно, это ещё не оркестр, а ансамбль балалаек, включающий в себя балалайки примы и видовые инструменты: дискант, пикколо, альт, тенор, бас, контрабас. В первый состав «Кружка любителей игры на балалайках», помимо Андреева, входило ещё 7 исполнителей. (Это – А. Волков, В. Панченко, А. Паригорин, А. Соловьёв, Д. Фёдоров, Н. Штибер, Ф. Реннике.).
Программа первого публичного выступления ансамбля Андреева типична для всей последующей концертной деятельности «Кружка любителей игры на балалайках». Первой пьесой, сыгранной на концерте в марте 1888 г., была русская народная песня «Во пиру была, во беседушке». В программу входили также обработки народных песен «Во саду ли в огороде», «Выйду ль я на реченьку», «Барыня», «Камаринская» и некоторые другие. В сольном авторском исполнении прозвучали пьесы для балалайки В. В. Андреева «Марш» и «Романс».
Простая, чёткая структура ансамбля, умело составленный репертуар, наконец, сольные выступления самого Андреева (виртуозно владевшего игрой на балалайке и гармонике «черепашке») – всё это наилучшим образом соответствовало основной цели, преследуемой В. В. Андреевым в период «Кружка любителей игры на балалайках»: утверждению усовершенствованных им балалаек в качестве полноценных концертных инструментов.
Андрееву и его ансамблю удалось выполнить эту задачу с блеском. Гастрольные поездки по России, выступления на Всемирной выставке в Париже в 1892 году, принесли «Кружку любителей игры на балалайках» широкую, европейскую известность. (В это время в состав ансамбля входили уже 3 студента Петербургской консерватории: Вальяно, Иванов, Лидин ) . Выдающийся французский композитор Ж. Массне писал о концертах Андреева: «Я слушал с громадным интересом Кружок русских балалаечников. Я в восторге от их талантов и звуков, которые они извлекают из своих столь живописных инструментов».
Деятельность Андреева в период «Кружка любителей игры на балалайках» послужила необходимой основой для дальнейших этапов в развитии народно-оркестрового жанра. Доказав жизнеспособность воссозданных народных инструментов, уверившись в правильности избранного им пути, В. В. Андреев предпринимает новые шаги в формировании русского народного оркестра.
|