|
|||||||||||||||||||||||||
|
II-й этап
|
|
1896 |
1897 |
1900 |
1911 |
1930 |
1931 |
1938 |
Домры |
2 |
4 |
6 |
9 |
12 |
13 |
34 |
Балалайки |
11 |
11 |
около 15 |
около 15 |
11 |
8 |
21 |
В первые годы в составе оркестра преобладали инструменты балалаечной группы. В 1896 г. в оркестре участвуют всего лишь 2 домры ( дискантовая и альт ), в 1897 г. – 4 (добавлены пикколо и бас ), в 1900 г. – 6 (добавлены тенор и контрабас ).
С 1900 г. группа домр развивается более интенсивно, чем балалаечная группа. Во время известных гастрольных поездок в Германию, Англию, Францию, США (1908–1911) в составе оркестра была 9 исполнителей на домрах; к 1930 г. число исполнителей на домрах (12) и балалайках (11) – выравнивается, а уже в следующем году количественное соотношение между этими инструментами существенно изменяется. В 1931 г. в состав оркестра входит тринадцать исполнителей на домрах ( пикколо – 1, малые – 5, альтовые – 3, теноровые – 1, басовые – 3) и восемь исполнителей на балалайках ( примы - 2, секунда – 1, альт – 2, бас – 1, контрабасы – 2). То есть - устанавливается соотношение 3:2. Далее это соотношение не изменяется; например, в составе 1938 г. (почти втрое большем по сравнению с 1931 г.) насчитывалось 34 домры и 21 балалайка. (Домры: пикколо (2), малые (13), альтовые (9), теноровые (2), басовые (6), контрабасовые (2). Балалайки: примы (6), секунды (4), альты (4), басы (3), контрабасы (4).
Основная тенденция в развитии домрово-балалаечного состава: постепенное усиление группы домр, увеличение её удельного веса в составе оркестра, приведшее в итоге к устойчивому, оптимальному соотношению групп домр и балалаек, отражающему их структурное «равновесие» . Следует подчеркнуть, что установившееся между домрами и балалайками соотношение (3:2) сохраняется до сегодняшнего дня, в современных оркестровых коллективах.
В течение 2-го этапа развития народного оркестра получили реальное воплощение и некоторые другие идеи, высказанные В. В. Андреевым ещё во время реформы 1896 г.
Прочное место в народном оркестре заняли гусли. Из трёх их разновидностей (звончатые, щипковые, клавишные), применявшихся в разное время в струнном народном оркестре, в конечном итоге закрепились два последних вида: щипковые (с 1898 г.) и клавишные (с 1905 г.).
Нашли применение ударные инструменты. В различных произведениях для народного оркестра использовались накры (литавры), бубен, тарелки, колокольчики , треугольник, ложки и некоторые другие инструменты. Подход к этим инструментам в заметно отличался от трактовки ударных в современных сочинениях. Ударные выполняли главным образом аккомпанирующую (ритмическую) роль; лишь изредка их функции расширялись.
Лишь духовые инструменты, задуманные Андреевым ещё в период реорганизации «Кружка любителей игры на балалайках», так и не смогли закрепиться в составе струнного домрово-балалаечного оркестра.
Применение духовых инструментов ограничивалось редкими, отдельными случаями использования свирели, брелки в качестве солистов оркестра. По-настоящему эти инструменты в расчёт не принимались; композиторы (оркестраторы) считали необходимым указывать в партитурах варианты исполнения их оркестровых голосов на струнных инструментах. В авторской рукописной партитуре «У ворот, ворот батюшкиных» Н. Фомина выписана, например, партия брелки ; при этом сделана пометка о возможной замене её инструментами домровой группы.
Кроме того, отдельные случаи использования духовых инструментов (гармоник, флейт, гобоев, кларнетов, труб) имели место в некоторых крупных оригинальных оркестровых сочинениях, таких как «Улица весёлая» А. Пащенко (1928), «Итальянская симфония» С. Василенко (1934). Однако это начинание не получило развития в период домрово-балалаечного состава.
Дело в том, что в то время основу (и украшение) репертуара оркестра составляли обработки народных песен , сделанные Н. Фоминым, П. Каркиным, Ф. Ниманом и пр. Это были небольшие по форме пьесы, построенные, как правило, на сопоставлении различных приёмов фактурного изложения в сменяющих друг друга вариациях. Выразительные средства домрово-балалаечного оркестра, с характерными для него мягкими, плавными тембровыми оттенками и переходами, как нельзя лучше соответствовали задачам, возникающим при исполнении таких произведений.
В период струнного состава оркестра ещё не было необходимых предпосылок для широкого использования духовых инструментов. Попытки их применения опережали время, стояли в стороне от запросов художественной практики, предъявляемых в данный период к народно-оркестровому жанру.
С точки зрения структуры оркестра, важнейшим итогом его развития в период домрово-балалаечного состава явилось определение устойчивого, оптимального варианта количественного соотношения между основными инструментальными группами – домрами и балалайками.