Баяны (оркестровые гармоники)

Баяны (гармоники) являются обязательными участниками современного состава оркестра русских народных инструментов. В Таблице 2 представлены характерные для начала 1980-х гг. модификации группы баянов в ряде ведущих оркестровых коллективов того времени:

Таблица 2

 

Баяны

Гармоники

Оркестр им. Андреева

3

1 (баритон)

Оркестр им. Осипова

4

2 (баритон, бас)

Оркестр ЦТ

-

5 (2 сопрано, альт, баритон, бас)

Молодежный оркестр г. Москвы

4

-

Оркестр Хора им. Пятницкого

4

-

Оркестр Ансамбля им. Александрова

8

-

Баяны, как оркестровые инструменты, обладают замечательными, даже уникальными свойствами. Их диапазон охватывает более шести октав. Баяны - поистине виртуозные инструменты, в самых различных видах фактуры. Богатые артикуляционные и динамические ресурсы баянов простираются, соответственно, от глубокого legatissimo и тончайшего pianissimo до сухого, предельно краткого staccato и fortissimo (скорее резкого, чем насыщенного).

Относительная бедность баянного тембра обертонами, особенно а верхнем регистре, компенсируется при исполнении чрезвычайно гибкой и выразительной филировкой звука. При удвоениях в унисон тембр баянов не изменяется, однако сглаживается, несколько «обезличивается» филировка звука. Чем больше инструментов участвует в удвоениях, тем более ощутима потеря выразительности звучания. Отсюда - вывод о нецелесообразности увеличения количества баянов в оркестре по сравнению с вариантами, установившимися в оркестровой практике 1970 - 1980 гг. Четырех - шести инструментов (включая басовые гармоники) достаточно для заполнения всех регистровых «этажей» русского народного оркестра:

10. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.
20. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.
22. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
36. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. III ч.
45. Ю.Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.
46-а. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
135. А.Репников. Северная фреска «Острова» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)

Баяны в о.р.н.и. являются естественной основой духовой группы, тем важным обобщающим, цементирующим элементом, который обеспечивает в значительной степени свойства ее единства. Для выполнения этой функции (то есть, функции основы группы) - количество исполнителей на баянах должно составлять, как показала оркестровая практика 1970 - 1980 гг. примерно 50% от общего числа баянов и духовых инструментов.

Таблица 3

 

Баяны
(гармоники)

Духовые инструменты симф. орк.

Духовые народные инструменты

Оркестр им. Андреева

4

4

-

Оркестр им. Осипова

6

4

4

Оркестр ЦТ

5

4

-

Молодежный оркестр г. Москвы

4

10

-

Оркестр Хора им. Пятницкого

4

1

5

Оркестр Ансамбля им. Александрова

8

11

-