|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Баяны (оркестровые гармоники)Баяны (гармоники) являются обязательными участниками современного состава оркестра русских народных инструментов. В Таблице 2 представлены характерные для начала 1980-х гг. модификации группы баянов в ряде ведущих оркестровых коллективов того времени: Таблица 2
Баяны, как оркестровые инструменты, обладают замечательными, даже уникальными свойствами. Их диапазон охватывает более шести октав. Баяны - поистине виртуозные инструменты, в самых различных видах фактуры. Богатые артикуляционные и динамические ресурсы баянов простираются, соответственно, от глубокого legatissimo и тончайшего pianissimo до сухого, предельно краткого staccato и fortissimo (скорее резкого, чем насыщенного). Относительная бедность баянного тембра обертонами, особенно а верхнем регистре, компенсируется при исполнении чрезвычайно гибкой и выразительной филировкой звука. При удвоениях в унисон тембр баянов не изменяется, однако сглаживается, несколько «обезличивается» филировка звука. Чем больше инструментов участвует в удвоениях, тем более ощутима потеря выразительности звучания. Отсюда - вывод о нецелесообразности увеличения количества баянов в оркестре по сравнению с вариантами, установившимися в оркестровой практике 1970 - 1980 гг. Четырех - шести инструментов (включая басовые гармоники) достаточно для заполнения всех регистровых «этажей» русского народного оркестра: 10. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.20. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч. 22. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.) 36. Ю. Зарицкий. Ивановские ситцы. III ч. 45. Ю.Шишаков. Симфония-Концерт. I ч. 46-а. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.) 135. А.Репников. Северная фреска «Острова» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.) Баяны в о.р.н.и. являются естественной основой духовой группы, тем важным обобщающим, цементирующим элементом, который обеспечивает в значительной степени свойства ее единства. Для выполнения этой функции (то есть, функции основы группы) - количество исполнителей на баянах должно составлять, как показала оркестровая практика 1970 - 1980 гг. примерно 50% от общего числа баянов и духовых инструментов. Таблица 3
|