|
|
|
Деревянные духовые в о.р.н.и.Из деревянных духовых инструментов в составе народного оркестра применяются, главным образом, флейты и гобои. Начиная с 1950-х годов, эти инструменты прочно утвердились здесь; с середины 1970-х годов в ведущих оркестровых коллективах применяется их парный состав. Более широко используются и видовые инструменты: флейта пикколо, альтовая флейта, английский рожок, которые как нельзя лучше гармонируют с инструментами народного оркестра: 3. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.(флейта, флейта пикколо, английский рожок)14. Ю. Зарицкий. Вальс.(флейта пикколо, гобой) 85. Ю. Шишаков. Не кукушечка кукует.(флейта пикколо) В о.р.н.и. флейтам и гобоям отдается предпочтение по праву и с полными на то основаниями. Эти инструменты наиболее близки но звуку и манере исполнения к русским лабиальным и язычковым духовым инструментам: свирели, жалейке, брелке. Начиная с 1950 – 1960-х гг. в народно-инструментальной оркестровой практике все более утверждается органичное (с точки зрения народного оркестра) восприятие флейт и гобоев - как возможного результата более интенсивного, чем это имеет место сегодня, развития русских духовых народных инструментов. В оркестре народных инструментов целесообразно применение именно парного состава флейт и гобоев. В этом случае заметно обогащается область сольной выразительной игры; кроме того, применение их двойного состава было связано с необходимостью удвоения партий флейт и гобоев в tutti о.р.н.и., которое становилось все более насыщенным, мощным: 9. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч. (флейта, флейта пикколо, 2 гобоя)19. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.(2 флейты, 2 гобоя) 22. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)(2 флейты, 2 гобоя) 32. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)(2 флейты, 2 гобоя) 64. Л. Фернандес. Жонго (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)(флейта, гобой) Художественные результаты применения флейт и гобоев в народном оркестре уже к 1970-м гг. были настолько убедительны, что не оставляли никаких сомнений в их «постоянной прописке» в составе о.р.н.и. Что касается постоянного использования в этом оркестре других деревянных духовых инструментов, то мнение специалистов по данному вопросу было далеко не столь однозначным. И фагот, и – тем более - кларнет, разумеется, сами по себе неплохо сочетаются с баянами. Во всяком случае, такие соединения не вызывают обычно каких-либо затруднений в отношении динамики. Существует, однако, ряд причин, ограничивающих применение этих инструментов в народном оркестре. Если флейта и гобой напоминают по своему звучанию русские народные духовые инструменты (свирель, жалейку, брелку), то фагот и кларнет гораздо ближе в этом смысле к баянам. В этом плане можно отметить общее сходство тембров, например, кларнета и баяна (особенно заметное в пиано и пианиссимо), близость их диапазона, наиболее часто используемого в оркестровке, и т.д. Оказывается, что в данном случае для баянов (и для оркестра в целом) «выгодно» именно различие, а не сходство тембров. В то время как флейты и гобои в ансамблевых сочетаниях с баянами не вступают с ними в своеобразную «конкуренцию» (с точки зрения восприятия их тембров) - звучание кларнетов и баянов невольно сопоставляется. При этом более насыщенный, выразительный тембр кларнета подчеркивает некоторую бедность обертонами звучания баянов. Поэтому, хорошее сочетание кларнета с солирующим баяном не может считаться безоговорочным аргументом в пользу постоянного участия кларнетов в народном оркестре. Кларнеты, с одной стороны, не привносят какой-либо принципиально новый существенный элемент (тембровый или технический) в состав народного оркестра; с другой - баянам и кларнетам (из-за близости тембров и технических возможностей) как бы «тесно» в составе одном группы. Использование фагота также ограничено тем, что русский народный оркестр располагает инструментами, а именно - баянами бас, контрабас и многотембровыми баянами (один из регистров которых, кстати, так и называется – «фагот»), способными обеспечить нижний регистр духовой группы. Эти инструменты имеют большой диапазон, чрезвычайно подвижны в техническом отношении, выразительны в различных артикуляционных приемах: legato, non legato, staccato, обладают насыщенным, достаточно мощным звучанием. Кроме того, в динамическом плане они более соответствуют средствам народного оркестра в целом. Выигрывая в отдельных, частных моментах (например - в яркости изложения выдержанной гармонической педали), оркестр утрачивает гораздо больше: нарушаются многочисленные тембровые и динамические связи как внутри духовой группы, так и вне ее, с другими инструментами оркестра.
|