Специфика применения медных духовых в составе о.р.н.и.

Широкое применение медных духовых инструментов (валторны, трубы, тромбона, тубы), представляет интерес в таких инструментальных составах, каким, например, является оркестр народных инструментов Ансамбля им. Александрова. В этом коллективе использование медных инструментов связано со спецификой жанра военной песни и пляски. (В известной степени это относится также к ансамблям, предназначенным главным образом для сопровождения народных танцев - что соответствует традициям народного любительского исполнительства, с характерным сочетанием инструментов, обладающих порой различной, кажущейся «несовместимой» силой звучания).

Что касается «классического» большого состава народного оркестра, то здесь широкое использование медных инструментов требует большой осторожности. Иначе их применение способно скорее повредить, нежели обогатить общее звучание оркестра.

Медные духовые инструменты, особенно в ансамблевых сочетаниях, настолько выделяются в динамическом отношении по сравнению с русскими народными инструментами, что нередко ставят перед ними ряд непосильных задач. Конечно, за счет приемов инструментовки, использования особых регистров, нюансировки и т.п. можно сбалансировать звучность ансамбля (или отдельных) медных инструментов, скажем, с баянами.

Однако, сочетание солирующего баяна с ансамблем медных инструментов принципиально отличается от сочетания медных инструментов с баянами в рамках духовой группы народного оркестра. Если исходить из натуральной, естественной звучности медных инструментов (а каждый инструмент должен говорить на «своем языке», проявляя присущие ему качества) - такой ансамбль способен легко свести на нет важную объединяющую роль баянов в духовой группе, исказил бы ее оригинальность.

Кроме того, подобный ансамбль заставил бы струнные инструменты форсировать свою игру, переместил бы центр «тяжести», звуковую опору оркестра в свою пользу. Конечно, оркестратор волен, исходя из своих намерений, вводить те или иные инструменты в состав оркестра, но при этом нельзя забывать, что ущемление интересов опорной струнной группы народного оркестра всегда является слишком дорогой ценой за такое обогащение.

В силу ряда причин использование трубы в народном оркестре предпочтительнее, чем применение других медных духовых инструментов. Не случайно, поэтому, что ее использование в народно-инструментальных составах имеет свои традиции, восходящие к 1920-м годам. Напомним, хотя бы, об «Улице веселой» А. Пащенко (1928 г.), где в состав оркестра включена труба (наряду с флейтой, гобоем и гармоникой), или о «Итальянской симфонии» С. Василенко (1934 г.), в которой играют 2 трубы вместе с флейтой, гобоем, двумя кларнетами (in В) и бас-кларнетом. В дальнейшем, однако, применение трубы а русском народном оркестре не получило заметного развития. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Важнейшую предпосылку участия любого инструмента в русском народном оркестре составляет необходимая близость данного инструмента к народной, национальной основе. Отвечает ли труба этим требованиям? Среди специалистов в области народно-оркестрового исполнительства в 1970 – 1980-х гг. было распространено мнение о том, что труба является неким абсолютно чужеродным элементом по отношению к русскому духовому инструментарию. Такое мнение, заметим, не соответствует действительному положению вещей.

Во-первых, труба ближе других медных инструментов (с точки зрения восприятия тембра и характерной манеры звукоизвлечения) к русским мундштучным инструментам, основным представителем которых является владимирским рожок. Сходство звучания этих инструментов особенно ясно проявляется в случаях использования трубы с сурдиной, обозначаемой «cap». 54. А.Лядов. Протяжная (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

Во-вторых, труба является единственным медным духовым инструментом симфонического оркестра, имеющим непосредственный аналог в русском народном духовом инструментарии. Имеются в виду так называемые пастушеские трубы, представленные, в частности, в собрании музыкальных инструментов Института театра, музыки и кинематографии (СПб). Мундштучные народные инструменты в этом крупнейшем инструментальном собрании образуют развернутую экспозицию (27 владимирских рожков и 4 пастушеских трубы). Особый интерес (в контексте нашего исследования) представляет железная пастушеская труба, обвитая сыромятным ремнем, со впаянным мундштуком (№ 1186).

Распространенное в 1970 – 1980-х гг. мнение специалистов о нецелесообразности участия трубы в народном оркестре являлось непосредственном реакцией на неудачные попытки ее практического использования в данном составе. Для достижения положительного результата необходимо было учитывать особые требования к применению трубы в оркестре народных инструментов. Каковы же эти требования?

Прежде всего, характерная для симфонического оркестра роль трубы как лидера наиболее мощной в динамическом плане группы медных инструментов - совершенно неприемлема в инструментовке для народного оркестра. Напротив, применение «заманчивого» трубы в народном оркестре требует исключительной осторожности - особенно в долгих, так называемых «сквозящих» звучностях (ставящих непосильные ансамблевые задачи перед другими инструментами русского народного оркестра). Подобные промахи всегда чрезвычайно чувствительны и способны свести на нет самые лучшие намерения оркестратора.

Участие трубы в о.р.н.и. наиболее целесообразно в тех случаях, когда ярко проявляются не динамические ее качества, а характерная выразительность тембра и приемов звукоизвлечения, свойственная мундштучным духовым инструментам, например - определенная, острая attacca звука, staccato «двойного» и «тройного» языка, а также frullato (при использовании которого предпочтителен средний регистр трубы). 55. А. Лядов. Я с комариком плясала (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 56. В. Лобос. Танец белого индейца (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
.

Специфика участия трубы в о.р.н.и. предполагает более частое использование сурдин по сравнению с симфоническим оркестром. Сурдины не только приглушают звук, но и значительно видоизменяют тембр. В народном оркестре выгодно и то, и другое. С одной стороны, сурдины помогают успешно решать задачи динамического «равновесия» в сочетаниях трубы с инструментами народного оркестра. С другой - разнообразие тембровой окраски звука, возникающее при сопоставлении открытых и засурдиненных труб заметно обогащает тембровое содержание духовой группы народного оркестра. (Разница в звучании senza sordino и con sordino - как и в звучании различных видов сурдин - более значительна, чем в сопоставлении тембров родовых и видовых флейтовых или язычковых инструментов).

В инструментовке для народного оркестра лучше всего применять комплект сурдин, обозначаемых «cap», «straight» и «harmon». Звучание «cap» (54. А. Лядов. Протяжная (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)), как и прямой ("straight") сурдины, напоминает человеческий голос, а также звучание владимирского рожка. Сурдина «harmon» (55. А. Лядов. Я с комариком плясала (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 56. В. Лобос. Танец белого индейца (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)
) дает более «инструментальный» тембр с характерной, несколько жужжащей звучностью, хорошо сочетающейся с гобоями и тембровыми баянами. В силу конструктивных особенностей, эта сурдина по желанию исполнителя может быть двойной («harmon» со вставленным конусом) или одинарной (без конуса).

Таким образом, применение засурдиненных труб в народном оркестре приобретает иной оттенок, нежели в симфоническом, духовом или эстрадном коллективах. Во всех этих оркестрах использование трубы с сурдиной относится к особым приемам звукоизвлечения; в силу чего обладает особой тембровой активностью. В момент восприятия звучания засурдиненных труб в симфоническом (духовом, эстрадном) оркестре словно бы «подразумевается», присутствует латентно (в скрытом виде) другой тембр, а именно - исходная яркая звучность открытых труб (и медной духовой группы в целом). В народном оркестре аналогичной исходной звучности нет; труба con sordino воспринимается в какой-то степени как натуральная звучность инструмента, тембр становится более «спокойным», нейтральным. Можно сказать, что в народном оркестре senza sordino и con sordino приобретают противоположное значение: здесь скорее применение открытых труб является специальным приемом, использовать который следует в особых случаях и с известной осторожностью.

Нельзя упускать из виду, что частое использование сурдин само по себе еще не решает проблемы динамического «равновесия» трубы и инструментов народного оркестра. Засурдиненные трубы в forte (fortissimo) могут достигать изрядной силы, резкости звука и способны подавить звучание любого инструмента из названного состава. Поэтому, оркестраторам (дирижерам) - с помощью тщательно выверенной нюансировки, различных музыкальных обозначении (leggiero, flessibile, garbo, chiaro и т.д.) следует добиваться известной «легкости» подачи звука, по своему характеру приближающемуся к звучанию трубы in С.

С точки зрения структуры о.р.н.и. применение трубы в принципе созвучно общей тенденции усиления духовой группы народного оркестра. Ее использование в этом составе обогащает область сольной выразительной игры в народном оркестре (причем, в значительно большей степени, чем это могли бы сделать, например, кларнет или фагот). Вместе с тем, труба обогащает тембровое содержание духовой группы в целом, достаточно хорошо сочетаясь со всеми духовыми инструментами, участвующими в составе народного оркестра, в том числе с баянами. 60. М. Мусоргский. Ночь на лысой горе (инструментовка Б. Цыкова для о.р.н.и.); 61. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 62. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 63. А.  Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 64. Л. Фернандес. Жонго (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

В целом, труба более других духовых инструментов симфонического оркестра, за исключением флейты и гобоя, подходит в состав оркестра народных инструментов. Ее использование привносит в инструментовку для о.р.н.и. новые существенные выразительные средства, не противореча при этом требованиям сохранения чистоты народно-оркестрового жанра и не искажая (при умелом применении) сложившейся оркестровом структуры.