|
|||||||
|
Духовые народные инструментыРоль духовых народных инструментов в формировании духовой группы более существенна, чем это может показаться на первые взгляд. Данные инструменты оказывают важное опосредованное, как бы «режиссирующее» влияние на процесс развития духовой группы по крайней мере в двух направлениях - необходимая близость к народным духовым инструментам во многом определяет как состав инструментов симфонического оркестра, используемых в народном оркестре, так и некоторые особенности применения их в инструментовке. По всей видимости, такого рода влияние не утратит своего значения и в будущем - как фактор сохранения чистоты народно-оркестрового жанра, близости к народной инструментальном основе. Разнообразный русский духовой инструментарии включает в себя различные флейтовые (свирели, сопели, кувиклы, глиняные свистульки), язычковые (жалейки, брелки) и мундштучные инструменты (владимирские рожки и пастушеские трубы). Яркий тембр и характерная манера звукоизвлечения на этих инструментах образует неповторимо своеобразную звучность. 67. А. Рыбников. Увертюра; 69. Камарго-Гуарньери. Понтейо (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.). Однако духовые народные инструменты являются довольно редкими участниками оркестров. В 1970 – 1980-х гг. из тех оркестровых коллективов, составы которых анализируются в контексте истории развития структуры оркестра, они представлены лишь в двух: Таблица 5
Непосредственное участие русских духовых инструментов в народном оркестре сопряжено с известными трудностями. Применение этих инструментов сдерживается ограниченностью их звукоряда, недостатками существующей технологии их изготовления, неудовлетворительными методами подготовки исполнителей. По меткому замечанию Ю.Н. Шишакова, «развитие и усовершенствование русских духовых инструментов все еще ждет второго Андреева». С точки зрения структуры оркестра возможны три различных варианта практического использования народных инструментов. 1-й вариант - применение их как постоянных основных духовых инструментов оркестра. Духовая группа, образованная по этому принципу, состояла бы из баянов и народных духовых инструментов (без участия духовых инструментов симфонического оркестра). Напомним, что попытки использовать лабиальные и язычковые народные инструменты в качестве основных оркестровых инструментов имели место в истории оркестра, в частности - со стороны В.В. Андреева и Н.П. Осипова. Известно, что эти попытки не увенчались успехом. Как в оркестре им. Андреева, так и в оркестре им. Осипова подобная роль принадлежит сегодня флейтам и гобоям. Для выполнения функций основных инструментов оркестра свирели, сопели, жалейки нужно было бы усовершенствовать настолько, чтобы они не уступали в техническом и иных отношениях флейте или гобою, и смогли бы занять их место в большом «классическом» составе народного оркестра. Но осуществима ли такая задача? Разнообразные технические и выразительные качества флейты и гобоя являются результатом долгой эволюции, обобщением многих типов флейтовых и язычковых народных инструментов. С большой долей вероятности, значительные конструктивные изменения, скажем, свирели или жалейки, брелки - повели бы по уже пройденному пути, ведущему к современному виду флейт и гобоев. В силу упомянутых причин, владимирский рожок также мало пригоден для выполнения функций основного инструмента в большом составе оркестра. Как и другие народные инструменты, владимирские рожки чрезвычайно колоритны, исполнители на них - рожечники - издавна славились искусной, даже виртуозной игрой. Однако, отсутствие хроматического звукоряда, сравнительно небольшой диапазон, составляющий полторы октавы, некоторые проблемы в отношении чистоты строя - предопределяют на сегодняшний день роль владимирского рожка как эпизодического, но не основного инструмента оркестра. Поэтому, 1-й вариант образования духовой группы (на основе баянов и народных духовых инструментов) целесообразен лишь в тех оркестрах (ансамблях), которые предназначены главным образом для сопровождения народных песен и танцев. По такому принципу, например, построена духовая группа оркестра Хора им. Пятницкого, где духовые инструменты выполняют важную, но ограниченную сферой применения задачу. 2-й вариант - использование свирелей, жалеек, владимирских рожков и т.д. - наряду с баянами и духовыми инструментами симфонического оркестра, то есть за счет увеличения числа исполнителей в духовой группе. Этот тип использования народных духовых инструментов, надо признать, мало реалистичен с точки зрения подготовки тех многих исполнителей на духовых народных инструментах, которые должны были бы специализироваться исключительно на свирели, брелке, рожке и т.п. Если же развернутая духовая группа, о которой идет речь, станет привилегией одного-двух ведущих оркестров, а не достоянием многих, то это предельно ограничит возможность исполнения произведений, написанных с расчетом на подобный состав. В таких случаях потребовались бы многочисленные параллельные оркестровые редакции, рассчитанные не на особый, а на типичный состав оркестра. Такие редакции имели место в оркестровой практике (67. А. Рыбников. Увертюра; 69. Камарго-Гуарньери. Понтейо (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)). Однако, необходимость переинструментовывать произведения не может считаться естественным и универсальным решением вопроса. (Осуществление параллельных оркестровых редакции, если и не вызывает особых затруднений в небольших, камерных пьесах, то весьма проблематично в крупных, масштабных произведениях). Наконец, возможен еще один, 3-й вариант использования народных духовых инструментов, в котором они приобрели бы значение видовых инструментов, соотнесенных с основными (родовыми) по типу звукоизвлечения (флейтовые, язычковые, мундштучные). В этом варианте оркестровые голоса свирели, брелки, владимирского рожка исполняют музыканты, играющие на соответствующих родовых инструментах: флейте, гобое, а также трубе. В 1970 – 1980-х гг. этот вариант применялся весьма редко. (Брелка как видовой инструмент гобоя использовался, например, в оркестре Хора им. Пятницкого). Такой вариант исключает неудобства, связанные с переиструментовкой произведений из-за отсутствия в оркестровом коллективе того или иного народного инструмента. При необходимости оркестровые голоса, например, брелки или свирели могут быть сыграны на родовых инструментах: гобое или флейте. Однако решающее, принципиальное преимущество такого подхода к развитию духовой группы о.р.н.и. заключается в том, что он, в отличие от других вариантов, позволяет справиться в перспективе с задачей подготовки того количества исполнителей на народных духовых инструментах, которое удовлетворило бы запросы народно-оркестрового исполнительства. Обучение на этих инструментах может быть (хотелось бы сказать: должно быть) организовано в музыкальных учебных заведениях - в вузах, крупных музыкальных училищах - как факультативные курсы на отделениях народных и духовых инструментов. Их задача должна состоять в том, чтобы обеспечить студентам, интересующимся русскими духовыми инструментами (или специалистам, уже работающим в народных оркестрах) - возможность изучать, приобретать практические навыки игры на свирели, брелке, владимирском рожке. Для осуществления подобных (видимо - факультативных курсов) не потребовалось бы дополнять учебные планы, так как обучение, о котором идет речь, умещается в рамки существующих форм, предусмотренных этими планами («Изучение оркестровых инструментов», «Учебные дисциплины по выбору», и др.). Организация профессионального обучения игре на русских духовых инструментах, применение свирели, кувиклы, жалейки, брелки, владимирского рожка в качестве видовых инструментов оркестра - наиболее определенно указало бы на необходимые конкретные шаги в усовершенствовании их конструкции.
|