Резюме

Итак, интенсивное развитие духовых инструментов в народном оркестре за сравнительно короткий исторический срок привело к созданию духовой группы, включающее в себя баяны, флейты, гобои и их видовые инструменты.

Формирование этой группы во второй половине прошлого века существенно видоизменило общую оркестровую структуру; облик оркестра приобрел качественно новые черты.

На общем оркестровом фоне духовая группа образовала тембровую сферу, во всех отношениях противостоящую звучанию других инструментальных групп. Баяны и духовые инструменты внесли в инструментовку для о.р.н.и. разнообразные выразительные средства для ярких контрастных сопоставлений тембров. Возможность противопоставления тембровых «полюсов», образовавшихся из звучания струнных и духовых инструментов, ответило насущным запросам художественной практики, требовавшей от народного оркестра новых тембровых, технических, динамических средств выражения более масштабной, конфликтной, психологически насыщенной музыки, написанной языком, не столь обособленным от других музыкальных жанров.

С точки зрения структуры о.р.н.и. особое значение имеют два обстоятельства. Во-первых, речь идет о формировании сбалансированной целостной тембровой группы, в рамках которой осуществляется четкое структурное взаимодействие ее участников. Духовые инструменты - как солисты - использовались на всем протяжении истории народного оркестра, начиная с эпизодического применения свирели, брелки, гармоники «черепашки» В.В. Андреевым. Но именно качества целостной, единой духовой группы усилили ее роль в оркестре, позволили баянам и духовым инструментам достаточно разнообразно, полно исполнять различные оркестровые функции во всех регистрах и при любой динамике.
43. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.;
45. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.;
46-а. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
55. А. Лядов. Я с комариком плясала (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
60. М. Мусоргский. Ночь на лысой горе (инструментовка Б. Цыкова для о.р.н.и.);
61. А. Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
63. А.  Лядов. Былина о птицах (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
64. Л. Фернандес. Жонго (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
87. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. I ч.;
91-б. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.);
112. Ю. Зарицкий. Суздаль.;
114. Ю. Зарицкий. Палех.;
119. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.;
135. А. Репников. Северная фреска «Острова» (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

Вместе с тем, оркестровая практика второй половины прошлого века – в лучших своих образцах - определила критерии оркестрового баланса струнных и духовых инструментов. Развитие духовой группы в составе народного оркестра целесообразно лишь в той мере, пока усиливает данную группу в качестве своеобразного тембрового «противовеса» струнным инструментам, не искажая «равновесия» оркестровых тембров, не перемещая в свою пользу центр тяжести от опорной, струнной группы о.р.н.и.