<< Историческая справка об инструментах

Резюме

Русские народные инструменты, на которых играют современные исполнители на балалайках, домрах, гуслях, баянах – как солисты, так и оркестранты - ведут свою родословную из Санкт-Петербурга, из музыкальных мастерских В.В. Иванова, Ф.С. Пасербского, П.Е. Стерлигова, а также из мастерской, построенной в Марьино (небольшой усадьбе В.В. Андреева) специально для С.И. Налимова.

Здесь, в северной столице России на рубеже XIX – XX вв. удалось восстановить многое из того, что казалось уже навсегда утраченным, заново связать оборванные нити народно-инструментального исполнительства, создать первоначальные методики обучения игре на народных инструментах. За короткий исторический срок был сформирован современный профессиональный стиль игры на русских народных инструментах. Народные инструменты впервые стали отвечать критериям, связанным не только с фольклорным, но и академическим исполнительством (в то время Великорусский оркестр В.В. Андреева демонстрировал это особенно убедительно).

Неоценимая поддержка этим начинаниям была оказана со стороны великих русских музыкантов. «Да здравствуют Андреев, Фомин и всякие les joueurs de balalai!», - это восторженное восклицание содержится в письме Н.А. Римского-Корсакова, адресованного А.К. Глазунову (автору знаменитой «Русской фантазии», написанной в 1906 г. для Великорусского оркестра). Для русских композиторов деятельность В.В. Андреева и его сподвижников означала, прежде всего, возможность приобщения усовершенствованных народных инструментов к академическим формам исполнительства, например, на оперной (или филармонической) сцене – без утраты изначально присущей этим инструментам ярко выраженной национальной самобытности.

Метаморфозы русских народных инструментов, произошедшие в конце XIX – начале XX веков, оказали сильнейшее влияние на современное развитие многочисленных народных инструментов, принадлежащих различным национальным музыкальным культурам, как внутри России, так и за ее пределами.