|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Структурное «равновесие» домр и балалаек в оркестреВ 1970 – 1980-х составы ведущих народных оркестров были близки друг к другу по количественному соотношению инструментов группы домр (в среднем 30) и балалаек (в среднем 20 инструментов), составляя - приблизительно — пропорцию 3 : 2. Можно сказать, что эта пропорция (установившаяся еще в период 1930-х годов) была проверена временем, являлась оптимальной и отражала характерную особенность народного оркестра - структурное «равновесие» домровой и балалаечной групп (Таблица 9). В начале XXI века данная пропорция в этих оркестровых коллективах осталась незыблемой. Соотношение домр и балалаек в оркестрах им. Андреева, им. Осипова, ВГТРК - составляет в среднем 59.1 и 40.9 процентов, еще больше (по сравнению с 1970 – 1980 годами) приблизившись к «идеальной» пропорции 3 : 2 классического состава русского народного оркестра (Таблица 9-а). Таблица 9
Таблица 9-a
Добавим, что во всех рассматриваемых составах домровая и балалаечная группа построены по принципу динамического равенства входящих в них оркестровых партий в верхнем, среднем и нижнем регистрах. Согласно данному принципу, количество более крупных инструментов в народном оркестре пропорционально уменьшается. (Заметим, кстати, что данный принцип распространяется, например, на соотношение инструментов домровой группы оркестра им. Андреева образца 1970 г., см. Таблицу 10. В состав Андреевского оркестра в то время входили 2 теноровые домры, которые, как известно, могли представлять как средний, так и нижний «этаж» группы, то есть выступать вместе или с альтовыми, или с басовыми домрами. Таким образом, и в этой ситуации сохранен принцип пропорционального сокращения числа более крупных инструментов, обладающих более мощным звуком): Таблица 10
Таблица 11
Определенным общим моментом балалаечных групп в различных оркестровых составах (см. Таблицу 11) является относительно большое количество басовых инструментов (за счет контрабасов, представляющих собой фундамент всей струнной группы оркестра народных инструментов). В вариантах современной балалаечной группы в оркестрах им. Андреева, им. Осипова, ВГТРК образца 2009 г. – если оттолкнуться от среднего числа исполнителей на всех тесситурных разновидностях балалаек - складывается оптимальный, возможно, вариант структуры данной группы в большом «классическом» составе русского народного оркестра. В такой балалаечной группе, состоящей, скажем, из 20-22 исполнителей, верхний, средний и нижний регистры сочетаются в пропорции - 8(9) : 6 : 6(7), а по отдельным оркестровым голосам количество инструментов распределяется следующим образом: примы : секунды : альты : басы : контрабасы = 8(9) : 3 : 3 : 1(2) : 5. Заметим, в заключение, что приблизительно на такую пропорцию (по отдельным инструментам – 6 : 2 : 2 : 1 : 3; по регистрам, соответственно – 6 : 4 : 4) указывал композитор Ю.Н. Шишаков в «Инструментовке для оркестра русских народных инструментов» (М., 1970, с.97).
|