|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Структурное «равновесие» баянов и духовых инструментовБаяны в о.р.н.и. являются - в подавляющем большинстве случаев - естественной основой духовой группы, тем важным обобщающим, цементирующим элементом, который обеспечивает в значительной степени свойства ее единства. Для выполнения этой функции (то есть, функции основы группы) - количество исполнителей на баянах должно составлять, как показала оркестровая практика уже в 1970-е годы - примерно 50% от общего числа баянов и духовых инструментов. Качества целостной, единой духовой группы (подробно рассмотренные в рубрике «Оркестр как система взаимодействия тембров») заметно усилили ее роль в оркестре, позволили баянам и духовым инструментам достаточно разнообразно, полно исполнять различные оркестровые функции во всех регистрах и при любой динамике. Таблица 13
Таблица 13-a
В народно-инструментальных составах образца 2009 года, представленных в Таблице 13-а, и ВГТРК располагают традиционным для современной оркестровой практики количеством баянов, составляющих половину духовой группы (что обеспечивает их паритет с духовыми инструментами). В оркестре им. Андреева духовая группа по сравнению с 1970 – 1980 гг. претерпела радикальные изменения. Сейчас это группа солистов – духовиков, включающая в себя баяны(2), флейты (2), гобои (2), кларнет (1), фагот (1), валторны (2), трубы (2), тромбон (1). Подобным образом, заметим, в 1970-е годы была сформирована экспериментальная духовая группа Молодежного оркестра г. Москвы, состав которой почти буквально (за небольшим исключением, о котором речь пойдет несколько позже) повторен в оркестре им. Андреева. (Состав духовой группы Молодежного оркестра г. Москвы проанализирован в рубрике «Эволюция структуры оркестра»). По сравнению с 1970 – 1980 гг. в оркестровых составах, представленных в Таблице 14, произошли определенные изменения, касающиеся собственно баянов и оркестровых гармоник. Таблица 14
В оркестре им. Андреева из состава духовой группы исключена басовая гармоника; число баянов сократилось вдвое. В оркестре ВГТРК традиционный для этого коллектива квинтет разнотесситурных оркестровых гармоник усилен возможностями многотембровых баянов (в качестве совмещения с двумя сопрановыми гармониками). Группа баянов и оркестровых гармоник в оркестре им. Осипова осталась без изменений.
|