Структурное «равновесие» баянов и духовых инструментов

Баяны в о.р.н.и. являются - в подавляющем большинстве случаев - естественной основой духовой группы, тем важным обобщающим, цементирующим элементом, который обеспечивает в значительной степени свойства ее единства. Для выполнения этой функции (то есть, функции основы группы) - количество исполнителей на баянах должно составлять, как показала оркестровая практика уже в 1970-е годы - примерно 50% от общего числа баянов и духовых инструментов.

Качества целостной, единой духовой группы (подробно рассмотренные в рубрике «Оркестр как система взаимодействия тембров») заметно усилили ее роль в оркестре, позволили баянам и духовым инструментам достаточно разнообразно, полно исполнять различные оркестровые функции во всех регистрах и при любой динамике.

Таблица 13

 

Баяны
(гармоники)

Духовые инструменты симф. орк.

Духовые народные инструменты

Оркестр им. Андреева
(1970 – 1980 гг.)

4

4

-

Оркестр им. Осипова
(1970 – 1980 гг.)

6

6

4 (владимирские рожки)

Оркестр ЦТ
(1970 – 1980 гг.)

5

4

-

 

Таблица 13-a

 

Баяны
(гармоники)

Духовые инструменты симф. орк.

Духовые народные инструменты

Оркестр им. Андреева
(2009 г.)

2

12

 

Оркестр им. Осипова
(2009 г.)

6

6

4 (владимирские рожки)

Оркестр ЦТ (ВГРТК)
(2009 г.)

5

4

Жалейка (совмещение)

В народно-инструментальных составах образца 2009 года, представленных в Таблице 13-а, и ВГТРК располагают традиционным для современной оркестровой практики количеством баянов, составляющих половину духовой группы (что обеспечивает их паритет с духовыми инструментами). В оркестре им. Андреева духовая группа по сравнению с 1970 – 1980 гг. претерпела радикальные изменения. Сейчас это группа солистов – духовиков, включающая в себя баяны(2), флейты (2), гобои (2), кларнет (1), фагот (1), валторны (2), трубы (2), тромбон (1). Подобным образом, заметим, в 1970-е годы была сформирована экспериментальная духовая группа Молодежного оркестра г. Москвы, состав которой почти буквально (за небольшим исключением, о котором речь пойдет несколько позже) повторен в оркестре им. Андреева. (Состав духовой группы Молодежного оркестра г. Москвы проанализирован в рубрике «Эволюция структуры оркестра»).

По сравнению с 1970 – 1980 гг. в оркестровых составах, представленных в Таблице 14, произошли определенные изменения, касающиеся собственно баянов и оркестровых гармоник.

Таблица 14

 

Баяны

Гармоники

Оркестр им. Андреева  

1970 – 1980 гг.

3

1 (баритон)

2009 г.

2 (многотембровые)

-

Оркестр им. Осипова  

1970 – 1980 гг.

4

2 (баритон, бас)

2009 г.

4 (многотембровые)

2 (баритон, бас)

Оркестр ЦТ (ВГТРК)  

1970 – 1980 гг.

-

5 (2 сопрано, альт, баритон, бас)

2009 г.

2 многотембровых баяна (совмещение с гармониками сопрано)

5 (2 сопрано, альт, баритон, бас)

В оркестре им. Андреева из состава духовой группы исключена басовая гармоника; число баянов сократилось вдвое. В оркестре ВГТРК традиционный для этого коллектива квинтет разнотесситурных оркестровых гармоник усилен возможностями многотембровых баянов (в качестве совмещения с двумя сопрановыми гармониками). Группа баянов и оркестровых гармоник в оркестре им. Осипова осталась без изменений.