|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Духовые инструменты в составе народного оркестраТаблица 15
Таблица 15-a
Помимо традиционных для народных оркестров флейт и гобоев, парный состав которых уже много лет успешно применяется в крупных народно-инструментальных коллективах, в оркестрах образца 2009 г. используются также другие духовые инструменты. Среди инструментальных новаций духовых групп оркестров (представленных в Таблице 15-а) – труба и кларнет в оркестре им. Осипова, эпизодическое применение жалейки в оркестре ВГТРК. Радикальное обновление духовой группы произошло в оркестре им. Андреева. К двум флейтам и двум гобоям, игравшим в этом оркестре в 1970 – 1980 гг., в оркестровом составе образца 2009 г. присутствуют также кларнет, фагот и парный состав валторн, труб и тромбонов. Участие в оркестре им. Андреева большого числа деревянных и медных духовых инструментов повторяет опыт формирования духовой группы Молодежного оркестра г. Москвы, относящийся к 1970 – 1980 гг. Ее состав, идентичный нынешнему составу духовой группы Андреевского оркестра, отличался от последней незначительными нюансами – отсутствием удвоений валторн и тромбонов. Формирование духовой группы народного оркестра по сценарию Молодежного оркестра г. Москвы и Андреевского оркестра находится, надо думать, в плоскости творческих поисков экспериментального характера, особенно – относительно медных духовых инструментов. Широкое их применение, столь уместное и выразительное в инструментальных составах типа оркестра народных инструментов Ансамбля им. Александрова (связанного со спецификой жанра военной песни и пляски) – в составе «классического» большого состава народного оркестра требует большой осторожности. Медные духовые инструменты, особенно в ансамблевых сочетаниях, настолько выделяются в динамическом отношении по сравнению с русскими народными инструментами, что нередко ставят перед ними ряд непосильных задач. Если исходить из натуральной, естественной звучности медных инструментов (а каждый инструмент должен говорить на «своем языке», проявляя присущие ему качества), то их звучание способно заставить домры и балалайки форсировать свою игру, переместить центр «тяжести», звуковую опору народного оркестра в свою сторону. Конечно, дирижер (или оркестратор) волен, исходя из своих намерений, вводить те или иные инструменты в состав оркестра. При этом, однако, нельзя забывать о том, что ущемление интересов опорной струнной группы народного оркестра всегда является слишком дорогой ценой за такое обогащение.
|