|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гусли и ударные инструменты в составе народного оркестраВ 1970 – 1980-х гг. оркестры русских народных инструментов ограничивались применением двух разновидностей гуслей - клавишных и щипковых. Наибольшее распространение имели клавишные гусли; поэтому композиторы (оркестраторы) нередко писали оркестровые голоса щипковых и клавишных гуслей с таким расчетом, чтобы их партии в упрощенной редакции могли быть исполнены на одних клавишных гуслях. Современные оркестры народных инструментов все более охотно включают в свой состав еще одну разновидность гуслей – гусли звончатые. Информация об участии различных разновидностей гуслей в известных московских, санкт-петербургских и региональных народно-инструментальных коллективах размещена в Таблице 16. Как видим, гусли звончатые участвуют более чем в половине представленных здесь оркестров: Таблица 16
(Полный инструментальный состав известных московских, санкт-петербургских и региональных оркестровых коллективов, представленных в Таблице 16, подробно рассмотрен в рубрике «Вариации современного состава о.р.н.и.»). О количестве исполнителей на ударных инструментах можно говорить условно - все зависит от характера музыкального произведения. Тем не менее, специфика структуры оркестра, своеобразие взаимосвязей ударных со струнными народными инструментами (образующих в ряде типичных случаев практически однородную звучность) - создает естественные предпосылки для самого разнообразного и широкого использования различных видов ударных инструментов в о.р.н.и. Целесообразность широкого использования ударных в народно-инструментальном составе связана также с исполнением многочисленных произведениями жанрового характера, свойственных репертуару русского народного оркестра. О разнообразном и широком использовании ударного инструментария в народном оркестре свидетельствует, например, ряд крупных произведений для русского народного оркестра, созданных в 1970 – 1980 гг. крупнейшими композиторами, работавшими в данной сфере (см. Таблицу 17). Римские цифры в этой таблице соответствуют различным произведениям крупной формы для о.р.н.и.: (I) - Сюита «Красный Петроград» Б. Кравченко; (II) - «Русская симфония» Л. Балая; (III) - Сюита «Ивановские ситцы» Ю. Зарицкого; (IV) - Концерт для оркестра «Северная величаль» В. Сапожникова; (V) - Симфония-Концерт Ю. Шишакова. Таблица 17
Современные оркестровые коллективы имеют с своем составе 3 – 4 основных исполнителя на ударных инструментах. Состав из 4-х исполнителей позволяет наиболее конструктивно распределить различные виды ударных инструментов, например: Таблица 17-а
Разумеется, в зависимости от конкретных требований исполнения тех или иных произведений, распределение оркестровых партий может регулироваться несколько иначе. В заключение следует специально упомянуть о том, что выразительное, виртуозное применение ударных инструментов в оркестровке - вовсе не означает их чрезмерного использования. Тем более что просчеты в этом отношении всегда чрезвычайно чувствительны. Из теории и практики оркестровки хорошо известно, что злоупотребление ударными инструментами - такой же недостаток в оркестровке, как и непонимание их выразительных возможностей, скудность, ограниченность их использования.
|