Резюме. Современный полный «классический» состав о.р.н.и.

В современной оркестровой практике продолжается процесс кристаллизации основных, системообразующих признаков оригинальной структуры русского народного оркестра, реализуясь в новациях оркестрового состава, включая количественные соотношения инструментальных групп и отдельных инструментов.

При всех нюансах количественных характеристик инструментальных групп в различных составах современного народного оркестра, существует ряд базовых, устойчивых пропорций, характерных для большинства народно-инструментальных оркестровых коллективов. В их числе, во-первых – количество исполнителей на струнных инструментах относительно остальных участников оркестра (пропорция 3 : 1); во-вторых – соотношение представителей группы домр и группы балалаек (пропорция 3 : 2); наконец – соотношение представителей группы домр, группы балалаек и духовой группы, включая баяны и духовые инструменты (пропорция 3 : 2 : 1).

Таблица 18

 

Группа домр

Группа балалаек

Баяны

Духовые

Гусли

Ударные

Дополнит. инструменты

Оркестр им. Андреева
(2009)

29

21

2

12

2
клавишные
щипковые

2 исп.

-

Оркестр им. Осипова
(2009)

31

24

6

10

3
клавишные
щипковые
звончатые

4 исп.

-

Оркестр ВГТРК
(2009)

29

17

5

4

2
клавишные
щипковые

3 исп.

Гитара акустическая;
электрогитара

Еще одна, достаточно характерная для современной оркестровой практики пропорция (1 : 1) – отражает сбалансированное – в рамках целостной духовой группы оркестра - количество баянов и духовых инструментов. Из оркестровых коллективов, представленных в Таблице 18, такая пропорция (1 : 1) имеет отношение к оркестру ВГТРК. Интересно, что в других представленных здесь составах имеют место иные количественные характеристики. В оркестре им. Андреева, например, соотношение баянов и духовых инструментов составляет пропорцию 1 : 6 (что связано, как уже отмечалось, с особым, экспериментальным характером структуры духовой группы в данном коллективе). Рассматривая количественные характеристики баянов и духовых инструментов в оркестре им. Осипова, следует принять во внимание особенности применения здесь хора владимирских рожечников (4 исполнителя), входящего в состав духовой группы. Остро характерный тембр этих инструментов предполагает их целенаправленное, эпизодическое использование в пьесах преимущественно фольклорного плана. В партитурах других произведений из репертуара оркестра им. Осипова, без участия владимирских рожков, соотношение баянов (6 исполнителей) и духовых инструментов (2 флейты, 2 гобоя, кларнет, труба) – соответствует пропорции 1 : 1.

В заключение анализа развития состава народного оркестра следует заметить, что лишь оркестровой практике, разумеется, суждено дать окончательный ответ на некоторые вопросы, связанные с нюансами количественных и качественных характеристик состава о.р.н.и. Современный русский народный оркестр представляет собой живое, развивающееся явление в музыке, и было бы ошибкой, поэтому, рассматривать его нынешний состав как некий «окончательный итог» в эволюции народно-оркестрового жанра.