Специфика взаимодействия тембров в о.р.н.и.

Современный оркестр русских народных инструментов (о.р.н.и.) включает в свой состав следующие группы и инструменты:

  • домры – пикколо (д. п.), малые (д. м.), альтовые (д. а.), басовые (д. б.);
  • балалайки – примы (б. пр.), секунды (б. с.), альты (б. а.), басы (б. б.), контрабасы (б. к-б.);
  • баяны (б-ны) – собственно баяны и оркестровые гармоники;
  • духовые инструменты – флейты, гобои;
  • гусли – щипковые и клавишные;
  • ударные инструменты.

В некоторых современных оркестровых составах применяется также ряд дополнительных инструментов – теноровые и меццо-сопрановые домры, владимирские рожки, деревянные (помимо флейт и гобоев) и медные духовые инструменты из состава симфонического оркестра и т. д.

Оркестровые группы в о.р.н.и. чётко разграничены по конструктивным особенностям входящих в них инструментов. Что касается взаимосвязей инструментальных групп, то они образуют здесь достаточно сложную и своеобразную систему.

Для описания «механизма» взаимодействия оркестровых тембров применяется терминология, используемая в современной профессиональной теоретической литературе по оркестровке (В. Цытович, Э. Денисов, Г. Дмитриев, С. Слонимский). Речь идёт о характеристиках монотембровых и политембровых сочетаний инструментов оркестра, о многоплановости инструментального, регистрового, фактурного тембра, о «временных» категориях активности и нейтральности оркестрового колорита, об устойчивости тембра к фактору времени. В описании тембровой структуры русского народного оркестра наряду с понятиями группа домр, группа балалаек, группа баянов, духовые инструменты также используются – в определенном контексте - термины струнная и духовая группы. В широком смысле термины струнная группа и духовая группа означают совокупность домр и балалаек, а также баянов и духовых инструментов в о.р.н.и. В более узком, специальном смысле данные понятия отражают ряд характерных особенностей архитектоники о.р.н.и.

Анализ кардинальных вопросов взаимосвязи тембров в о.р.н.и. связан, в первую очередь, с особенностями сочетаний инструментов в оркестровой тембровой «вертикали», а также с «временны́ми» аспектами взаимодействия тембров в процессе инструментовки.