III -й этап
современный период развития оркестра 

3-й период развития оркестра начался в послевоенные годы и продолжается в настоящее время. Возможности развития структуры оркестра за счёт инструментов струнной группы (домр и балалаек), по существу, исчерпаны на предыдущем этапе. Развитие оркестра получило новое направление, стержнем которого становится постепенное формирование духовой группы оркестра.

Начиная с 40-х годов прошлого века, духовая группа оркестра прошла большой путь - от введения в оркестровый состав баяна до развернутой группы, сформировавшейся к середине 70-х годов и включившей в себя баяны (оркестровые гармоники), различные духовые инструменты симфонического оркестра, а также некоторые духовые народные инструменты.

Предпринятый здесь анализ различных модификаций духовой группы образца 70-х - 80-х годов прошлого века опирается на архивные материалы ряда ведущих оркестровых коллективов. Это - оркестры народных инструментов им. В.В. Андреева, им. Н.П. Осипова, Центрального телевидения (олицетворявшие тип «классического» большого состава оркестра народных инструментов); заметно отличавшийся от них Молодежный оркестр русских народных инструментов г. Москвы; а также оркестр русского народного хора им. М.Е. Пятницкого и оркестр Ансамбля песни и пляски Советской армии им. А.В. Александрова - как образцы небольших составов, предназначенных в основном для сопровождения.